Николай Федоров: как удар минского «Колокола» прогремел на всю Германию

Удар Колокола

Продолжение. Начало в № 17 от 24 апреля.

Как готовилась операция против Вильгельма Кубе

«Народная газета» продолжает рассказ об известной операции, которая была успешно проведена в Минске офицерами Разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии майором Николаем Федоровым, капитаном Давидом Кеймахом и минскими подпольщиками. В ночь на 22 августа в собственной спальне был уничтожен наместник Гитлера — генерал-комиссар (гауляйтер) генерального округа «Белоруссия» Вильгельм Кубе.

Дерзкий на языков

Николай Федоров.
wikipedia.org

Колокол — таков был псевдоним советского офицера Николая Федорова. Кадровый офицер Красной Армии родился в 1915 году в деревне Кайвакса Тихвинского района Ленинградской области. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил педагогический техникум, Ленинградское артиллерийское училище, один курс Военной академии им. М.В. Фрунзе. С начала Великой Отечественной войны участвовал в обороне Москвы в составе 5-й армии Западного фронта, возглавлял разведывательные рейды в тыл врага. Тогда на него обратили внимание как на человека дерзкого, но в то же время осторожного, умного и дисциплинированного. За проявленные отвагу и мужество при захвате языков в ночном поиске Федоров получил орден Красной Звезды.

Он был помощником начальника разведки общевойсковой армии, приобрел значительный опыт организации и руководства работой войсковой и оперативной разведки. В июне 1943 года Николай Федоров приказом Разведуправления Генштаба был назначен заместителем командира диверсионно-разведывательной бригады, действовавшей в тылу немецко-фашистских войск в районе Минска. Перед вылетом в Беларусь прошел подготовку в Высшей спецшколе Генштаба.

Ему ставилась задача расширить агентурную сеть в Минске и Молодечно, а также на железнодорожных магистралях республики. Имея хорошую разведывательную подготовку и проявив исключительную настойчивость и инициативу, Федоров быстро создал новые агентурные группы и с их помощью организовал добывание ценных сведений о минской группировке и воинских перевозках противника.

Тем временем в Минске действовала подпольная разведывательная группа Марии Осиповой. Вначале ее участники выполняли задачи по разведке войск минского гарнизона врага, организовывали побег из немецких лагерей советских военнопленных, переправляли их в отряд, доставали различные легализационные документы для разведчиков. А Елена Мазаник работала горничной в особняке гауляйтера Вильгельма Кубе. Изучив обстановку, ознакомившись с данными партизан отряда Димы — Давида Кеймаха (о котором «НГ» рассказывала в прошлом номере. — Прим. ред.), майор Федоров приступил к разработке и проведению операции по ликвидации гауляйтера.

Капкан для гауляйтера

Майор Федоров был заместителем Димы по разведывательно-диверсионной борьбе. В своих беседах с партизанами, подпольщиками он неустанно говорил:

— Изучайте обстановку вокруг Кубе: где живет, отдыхает, как работает, передвигается по городу. Обратите внимание на его охрану. Установите имена всех работников, которые обслуживают дом гауляйтера.

Во время одной из встреч с Осиповой, уже заканчивая беседу, капитан Кеймах сказал:

— Мария Борисовна, постарайтесь найти пути к некоторым людям, они помогут нам. Потом мы с вами все уточним. Запомните их имена: Ирина Прилежаева и Елена Григорьевна Мазаник… И еще: конкретно всеми делами будет руководить Николай Петрович Федоров. Майор не подведет, дело свое знает. Так что успеха всем!

Увы, самого Кеймаха ждала трагедия. 13 сентября 1943 года он вылетел в Москву, но при пересечении линии фронта в районе Великих Лук самолет был сбит авиацией или оружием ПВО противника. Операцию «Возмездие» возглавил Николай Федоров. Он научил Марию запускать взрывной механизм мины, разъяснил, что после запуска взрыв произойдет в строго определенное время. Вместе рассчитали, когда мину следует заложить в постель Кубе…

При очередной встрече Осипова объяснила Мазаник, как запускать взрыватель и когда устанавливать мину. Они условились покинуть город (выехать грузовиком в деревню Паперня), вернуться в Минск утром и встретиться в 10 часов в сквере у театра имени Янки Купалы…

Гиммлер и Кубе.
tvzvezda.ru

Орден за «Возмездие»

Эта операция и другие действия партизан под руководством бесстрашного разведчика Николая Петровича Федорова имели огромное морально-политическое значение, так как укрепляли веру местного населения в победу над фашистской Германией и вселили в гитлеровцев страх. Федоров умело подготовил эвакуацию из Минска основных участников операции «Возмездие». За ее успешное проведение Николай Петрович был награжден орденом Ленина.

После проведения операции в Минске Николая Федорова направляют в Ровно с заданием уничтожить гауляйтера Украины Эриха Коха. Но тот вскоре был с Украины отозван, и операция не состоялась. Далее Николай Петрович возглавлял отряд особого назначения в районе Ковеля, где во взаимодействии с другими партизанскими отрядами установил контроль за железнодорожными магистралями. Его люди не только посылали в Центр важную информацию, но и совершали в тылу противника многочисленные диверсии.
Могила Николая Федорова в Хелме.
wikipedia.org

Многие историки приводят такой пример. Через несколько месяцев после награждения участников операции «Возмездие» Сталин спросил у начальника Разведуправления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанта Кузнецова:

— Чем наградили офицера, который провел операцию по уничтожению Кубе?

— Орденом Ленина.

— Ему надо присвоить звание Героя. Он это заслужил, — ответил Сталин. 

Вскоре вышел указ о присвоении Федорову звания Героя Советского Союза.

Николай Петрович Федоров обладал большой силой воли, выдержкой и выдающимися организаторскими способностями. Был храбрым и энергичным, но вместе с тем скромным и исключительно обаятельным человеком. Был для починенных примером во всем и пользовался у них большим авторитетом. В конце апреля 1944 года майор Федоров геройски погиб в одном из боев с немецкими карателями близ польского села Войсковице.


В ТЕМУ

Владимир Лота, кандидат исторических наук:

— Мария никогда не имела дела с минами. Федоров приказал принести в землянку две новые мины, которые в августе 1943 года Центр прислал в отряд по заявке Давида Кеймаха. Мины были небольшими, Мария даже усомнилась, что одна такая «игрушка» способна уничтожить Кубе. Федоров успокоил: мина обладает значительной поражающей мощью. Ее особенность в том, что в ней нет часового механизма. Поэтому «услышать» ее невозможно.

После уничтожения Кубе обстановка в Минске долгое время сохранялась крайне напряженной. Во всех органах немецкого оккупационного управления проявлялась растерянность, которую фашисты маскировали особой жестокостью и массовыми репрессиями. Гестаповцы упорно искали исполнителей дерзкой акции, но безрезультатно

РАДИОГРАММЫ РАССКАЗЫВАЮТ

Центр Колоколу. «Донесите немедленно и подробно, кто конкретно готовил операцию по уничтожению Кубе. Являются ли названные девушки-исполнители вашими агентами или они принадлежат другому хозяину? Если они ваши, то где, когда и кто их завербовал? Как они попали к вам после операции? Кто снабдил их материалами для проведения этой операции? Под вашу личную ответственность всех исполнителей сохранить и оказать им лучшее внимание и заботу».

«Если к вам придут представители других советских органов, работающих в вашем районе, за этими девушками, молнируйте: кто пришел? кем направлен? Передачу девушек будете производить только после установления личности представителей и лиц, которых они хотели бы взять. Получение указаний подтвердите».

Колокол Центру 29 сентября 1943 г. «Данную операцию по убийству Кубе готовил лично».

Центр Колоколу. «Организуйте надежную охрану места дислокации отряда и защиту девушек — исполнителей операции по уничтожению Кубе».

Центру. «В 22 часа 12 октября Колокол, Черная, Галя и Шуцкая с семьей и от Артура 5 человек вылетели на самолете в Центр».

Окончание следует.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter