Школа — это храм, где должны быть порядок, дисциплина и государственная политика

Учиться настоящим образом… И учить

Созданная в Беларуси система обучения не требует глобальных нововведений, но образовательный процесс нужно постоянно совершенствовать. Это поручение Президента. Ведь от обучения и воспитания нынешних школьников и студентов зависит будущее нашей страны. Именно педагог своим примером показывает детям,  что такое любовь к родной земле, гражданская позиция.

Приумножая гордость за страну


Александр Стреха, учитель физики и информатики средней школы № 4 города Столина, уверен, годы учебы — то время, когда дети не просто получают образование, но и растут как личность:

— Школа должна формировать мировоззрение современных белорусов, рассказывать правду о своей истории, прививать любовь к Родине, заставлять задумываться о будущем страны.

Система образования неотделима от общегосударственных процессов. Столинский учитель привел в пример современные учебники, где расширено количество заданий, текстов с достижениями Беларуси в разных сферах общественной жизни: от промышленности до сельского хозяйства. А в сюжетных картинках все чаще встречаются товары нашего производства. Такой подход помогает воспитать у ребят гордость за наши достижения.

Михаил Мирончик, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, не сомневается, что статус учителя необходимо повышать не только на государственном, но и на общественном уровне:

— Нововведения в законо­творчестве должны снять с учителя статус «обслуживающего персонала». Все профессии важны и нужны, и все же педагог — особенная, ведь в его руках будущее поколение. Чтобы поднять уважение к профессии, необходимо четко выстроить отношения между родителями, педагогом и учениками. Прекратить в информационном пространстве демонизировать образ учителя, повторяя, что «во всем виновата школа». Между семьей и учреждением образования должна проходить одна линия поведения, только тогда будет желаемый результат.

Вопросы социальной поддержки педагогов — одни из приоритетных в нашей стране. По мнению парламентария, престиж любого специалиста прежде всего должен измеряться достойной зарплатой:

— Обращаясь к участникам педсовета, Глава государства подчеркнул, что к 2025 году зарплата работников образования будет сопоставима со средней по стране. Но педагоги также должны понимать простую ­цепочку: выполняем заказ реального сектора экономики — экономика развивается — растут доходы населения — повышается зарплата.

Профильная траектория

Сегодня школа не может быть вне политики, считает Наталия Бушная, директор столичной гимназии № 1 имени Ф. Скорины, заслуженный учитель Беларуси:

— В связи с последними событиями, которые происходят в мире, дети должны знать ценности страны, в которой живут, законы, гордиться нашими достижениями и уважать историческое прошлое.

Директор гимназии констатирует: у подрастающего поколения заметно поменялось отношение к труду. В свое время учеников задействовали в самых разных сферах, и они радовались этому. Трудиться руками было почетно. Нередко молодежь отмахивается, мол, в жизни не понадобятся трудовые, бытовые навыки, ведь сейчас все можно купить. Но такой подход в корне неверный, говорит Наталия Бушная:
— Глава государства очень мудро предложил возродить трудовую практику для школьников, обратить более пристальное внимание на советский опыт трудового воспитания и адаптировать его к сегодняшним реалиям. Цифровое поколение много времени проводит с гаджетами. Работа руками поможет отвлечь от смартфонов, укрепит здоровье, даст возможность принести пользу своему классу, школе, ­району.
Наталия Бушная не сомневается, что труд школьникам только на пользу, — так они повзрослеют быстрее, будут более мотивированы:

— У нас возле гимназии большой двор, красивые цветочные композиции, ребята могли бы потрудиться там. Помню, в советские годы дети помогали следить за порядком в классах, думаю, эту практику также можно возродить.

Еще, по мнению директора гимназии, уроки трудового обу­чения нередко ориентируют старшеклассников на продолжение образования в профессио­нальных лицеях. Профориентация в нашей стране начинается задолго до выпускного. Действуют педагогические, военно-патриотические, спортивные, аграрные и инженерные классы, выпускники которых получают возможность без экзаменов поступать в учреждения высшего образования по своему профилю. Благодаря поддержке государства сегодня созданы беспрецедентные условия для построения образовательной траектории школьников. Предприятия, заводы, компании приглашают ребят на экскурсии, раскрывают секреты «кухни». И здесь каждый руководитель должен быть заинтересован в подготовке грамотных специалистов для своей фирмы.

Развивая критическое мышление

Анна Пискунович, учитель белорусского языка и литературы средней школы № 42 Могилева, убеждена, что в образовании не должны работать «урокодатели» — те, кто просто озвучивает материал и ставит оценки за его воспроизведение:
— Ребенок должен размышлять, исследовать мир, отличать правду от фейков. Важно помочь детям критически осмысливать информацию, не доверять анонимным сообщениям, сомнительным аудио- и видеороликам.
Она отмечает, что сфера образования — это государственная отрасль и учителя должны транслировать те мысли и идеи, которые сформируют правильную систему ценностей у молодежи, ведь события 2020 года заставили педагогов посмотреть на работу системы образования другими глазами.

Юрий Машин, первый проректор Белорусско-Российского университета, рассказал, что благодаря выстроенной в стране стратегии работы с молодежью у каждого есть возможность реализовать свои планы и смелые задумки на родной земле. Беларусь — страна с большими возможностями для получения профильного образования и трудоустройства. Поэтому и учреждения образования должны постоянно анализировать потребности рынка труда, быстро реагировать и сами задавать тренды, уверен Юрий Машин:

— В своем выступлении Глава государства акцентировал внимание на недостаточной подготовке многоплановых специалистов в сфере телемедицины, агрокибернетики, биохакинга. Ведь сегодня востребованные инженерные специальности должны включать в себя много направлений.

Как пример Юрий Машин привел специальность «автоматизация технологических процессов производств», когда студент получает компетенции «два в ­одном»: инженера и программиста.

МНЕНИЕ

Денис Дук, ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, доктор исторических наук, профессор:

— Сегодня все ступени образовательной системы должны работать в тесной связке. Более того, Главой государства поставлена четкая задача — углубить связи с работодателями, к которым после выпуска идут наши молодые специалисты.

Сейчас набирает популярность ранняя профориентация: уже в 9-м классе школьники должны определиться — идут ли они получать профессию в колледжи или остаются в школе, чтобы обогатить свои знания перед поступлением в университет. Причем важный нюанс: постепенно 10–11-й классы начинают восприниматься как профильная подготовка (инженерная, аграрная, спортивная, обществоведческая и другая). Теперь мы не ждем, когда молодой человек дорастет до совершеннолетия и только тогда начнет думать над выбором будущей профессии. Чем раньше ты определишься с делом своей жизни, тем больше шансов, что добьешься в нем успеха и не сойдешь с дистанции на полпути.

Еще один ключевой тезис — готовить именно те ­кадры, в которых нуждается экономика страны. Президент мыслит стратегически, на долгую перспективу, поэтому ориентирует на более внимательную подготовку высококлассных инженеров и педагогов. Без первых не видать нам статуса высокоразвитого государства с собственными разработками, производствами и технологиями, а без вторых невозможно взрастить общество, которое будет в состоянии всем этим грамотно распорядиться.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter