ПсковГУ — центр нового союза. Как рассказала первый проректор ПсковГУ Ольга Серова, с момента создания консорциума начался особенно активный процесс развития межвузовского партнерства. Сейчас в объединение входит с российской стороны еще и Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина, а с белорусской — вузы из всех регионов страны.
— С помощью консорциума мы строим взаимодействие во всех сферах: образовательной, научно-исследовательской, молодежной политики, — объясняет Ольга Серова. — Мы рассматриваем свою деятельность в русле целеполагания Союзного государства, союзной интеграции.
Проекты, объединенные под эгидой консорциума, затрагивают многие направления. Одним из первых стала сетевая образовательная программа по социальной психологии, она реализуется совместно с ВГУ им. П. М. Машерова. Сетевые программы университет реализует в индивидуальных форматах, адаптируя их под участвующие вузы. Так, с Белорусским государственным университетом магистерская программа касалась цифровой журналистики. Она создавалась обоими университетами. Белорусские специалисты приезжали в Псков, проводили занятия. А в случае с программой, совместной с ВГУ им. П. М. Машерова, была выбрана иная конструкция. Псковские студенты параллельно обучались и в магистратуре ПсковГУ, и в ВГУ. Для обучения в этой магистратуре вузы объединили свои научно-исследовательские программы. Белорусские и российские профессора ездили вести занятия в партнерском вузе. Студенты выпускались с двумя дипломами одновременно, но главная цель проекта — создать уникальный образовательный контент и дать его студенту, не заставляя выезжать за пределы региона.
Программы двух дипломов призваны закрыть кадровый дефицит, при грамотном использовании они усиливают оба вуза. Но первопроходцам приходится решать многие организационные проблемы. Так, чтобы реализовать программу по психологии, белорусские партнеры получали разрешение в Министерстве образования Беларуси, регистрируя программу как экспериментальную инновационную.
Консорциум ведет работу и в школах, внедряя проекты, прививающие детям любовь к науке— Если говорить, какие проблемы в высшей школе призван решать консорциум, то это как раз тестирование существующих в России и в Беларуси отличий и требований, — уточняет Ольга Серова. — Они могут с первого взгляда казаться несущественными, но при реализации проектов оказывается, что у нас совершенно разный набор действий по отношению к министерствам-регуляторам. Даже чтобы согласовать расписание, требуются особые управленческие компетенции.
Одна из основных целей консорциума — создание системы подготовки кадров для высшей школы.
— В последние годы мы много говорим о студентах, о том, какими специалистами они должны выйти из вуза, — рассуждает Ольга Серова. — Но куда меньше говорим о преподавательском составе, необходимости опережающей подготовки тех, кто работает со студентами.
По отдельным научным направлениям, уверена специалист, необходимо усиливать кадровый потенциал российских и белорусских вузов. Только аспирантуры в университете недостаточно. На практике подготовка кадров для высшей школы часто выливается в сложную организационную работу, которая выходит за пределы собственного региона. В России вузы могут прибегать к разовым диссертационным советам. Но стоит внедрить и модель совместных российско-белорусских диссертационных советов, особенно для вузов на приграничной территории. Консорциум занялся разработкой такой модели.
— На приграничной территории мы видим научные проблемы, которые именно нам очень интересны, — поясняет Ольга Серова. — Скажем, в Республике Алтай или в Петропавловске-Камчатском погружение в эту проблематику будет невозможным или нерезультативным. Чтобы реализовать задачи научно-технологического развития в рамках Союзного государства, необходимо активно внедрять кооперационные модели взаимодействия и в сфере исследований, и в сфере аттестации научных кадров. Потому подготовка кадров высшей квалификации — как раз та задача, которая будет апробирована в рамках консорциума.
Екатерина Пряхина
pryakhina@rg.ru