Тема хранения и использования продукции стабилизационных фондов находится в поле зрения Комитета госконтроля, ведь от этого зависит продовольственная безопасность страны.
Фото из архива «СБ»
Главой государства поручено обеспечить закладку продукции растениеводства в стабфонды под полную потребность и про запас, чтобы по приемлемым ценам реализовывать продукцию на внутреннем рынке в межсезонье.
– В ходе мониторинга установлено, что во исполнение поручения Главы государства Гродненским облисполкомом на межсезонный период 2022/2023 года стабилизационный фонд плодоовощной продукции определен под полную потребность в размерах, рекомендуемых МАРТ, – отметили в Комитете государственного контроля Гродненской области. – При этом объемы продукции к уровню закладки предыдущего межсезонного периода значительно увеличены: от 2,8 раза по свекле столовой до 5 раз по яблокам.
План закладки плодоовощной продукции в стабилизационные фонды выполнен в полном объеме. Сформированный в области стабфонд составил 15,3 тысячи тонн, в том числе: картофель – 4,9 тысяч тонн, овощи – 6,6 тысяч тонн (капуста – 3,0 тысяч тонн, морковь – 1,3 тысяч тонн, свекла – 0,7 тысячи тонн, лук репчатый – 1,54 тысяч тонн), яблоки – 3,8 тысяч тонн.
Данные запасы позволяют полностью обеспечить внутренний рынок собственной продукцией. Главная задача – сохранить эти запасы.
В связи с этим Комитетом государственного контроля уделяется пристальное внимание соблюдению сельскохозяйственными организациями – хранителями продукции стабфондов условий хранения заложенной в них продукции.
К сожалению, имеют место нарушения при хранении продукции стабфондов, что может привести в дальнейшем к ее порче.
Например, в одном из фермерских хозяйств овощная продукция (морковь, капуста и свекла) хранилась в теплице на земле, застеленной пленкой, в подвальном помещении, где хранился картофель, на потолке и стенах обнаружены многочисленные следы плесени и конденсата, хранящийся картофель был частично влажным. В другом хозяйстве часть капусты хранилась в ящиках, часть – навалом при естественной вентиляции.
Более того, отдельными хранителями контроль относительной влажности окружающего воздуха не проводился из-за отсутствия у них средств измерений, а температура окружающего воздуха измерялась бытовыми термометрами.
В четырех хозяйствах области установлены факты несоблюдения температурного режима при хранении картофеля, в трех – при хранении овощей, в двух – при хранении яблок.
Например, в одном сельскохозяйственном предприятии Ошмянского района на момент обследования фактическая температура хранения картофеля составляла + 11 °С, в то время как согласно требованиям ГОСТ температура должна быть от + 3 °С до + 6 °С, в другом хозяйстве этого же района яблоки хранились также при температуре + 11 °С (должна быть от 0 °С до + 2 °С).
По результатам мониторинга субъектам хозяйствования направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений, которые устранены.
С момента вступления в силу постановления Советов Министров Республики Беларусь от 4 октября 2022 года №658 «О стабилизационных фондах товаров» поставка товаров из стабфондов должна осуществляться по договору, в котором четко определены номенклатура и объем товаров, цена, цель приобретения и график поставки (выборки), за нарушение которого предполагается ответственность в виде неустойки в размере не менее 10 % стоимости недопоставленного товара. Это позволит мотивировать обе стороны к исполнению обязательств, что обусловит бесперебойное насыщение рынка отечественной сельхозпродукцией и предотвращение необоснованного роста цен. Выявляются факты нарушения графика поставки товаров.
Кроме того, проблемным вопросом в области является нераспределение объемов заложенной в стабфонды продукции среди ее потребителей. Значительная часть потребности в плодоовощной продукции, заявленной в МАРТ республиканскими торговыми сетями, на практике не подтверждена заключенными договорами с сельхозорганизациями области – хранителями продукции.
На конец прошлого года охват по заключению договоров сетями на поставку им картофеля и свеклы едва превысил 50 %, яблок – около 60 %, что стало основной причиной несоблюдения утвержденного облисполкомом графика использования объемов стабфондов.
Таким образом, складывающаяся в Гродненской области ситуация с хранением и выборкой торговыми организациями всей заложенной в стабфонд продукции ставит под угрозу срыва выполнение соответствующего поручения Главы государства.
В целях максимального обеспечения населения отечественной продукцией растениеводства, Комитетом государственного контроля продолжается контроль за качеством продукции, заложенной в стабилизационные фонды, техническим состоянием овощехранилищ организаций, осуществляющих хранение стабилизационных фондов, а также за наличием отечественной плодоовощной продукции в торговой сети.