Быть как все
– Прошу прощения, мой особенный сын может меня отвлекать. Если на какой-то момент прервемся, то затем обязательно продолжим разговор, – минчанка Татьяна Яковлева не использует словосочетание «больной ребенок», ведь физически ее сын Илья здоров. Он ходит в школу, как и все дети. Но есть у него одно отличие – аутизм. Быть таким, как все, мальчику помогает тьютор.
Шесть лет назад общая беда подтолкнула Татьяну и других пап и мам создать организацию «Дети. Аутизм. Родители», в которой начали обучать тьюторов:
– Чтобы им стать, нужно иметь педагогическое или психологическое образование. Отдельной специальности в наших вузах нет, но в этом направлении работает Институт инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка.
Кандидаты проходят собеседование, месяц присматриваются к малышу. И когда между ними устанавливается контакт, начинается дистанционное обучение за рубежом. Средства на него помогают собрать родители, спонсоры, благотворительные организации. Тьютор сопровождает подопечного в школу, помогает усвоить образовательную программу и общаться с другими детьми.
Татьяна делится своими переживаниями:
– Не всегда учителя понимают, что делает тьютор и зачем. Хотя ученик показывает хорошие результаты в учебе.
Радуюсь даже небольшому достижению
Анастасия Артемьева в этом году окончила педагогический университет имени М. Танка, поработала логопедом и решила попробовать себя в роли помощника особенного ребенка:
– В августе я стала тьютором сына Татьяны Ильи. Первое время наблюдала, как с ним занимается его мама, ведь у меня не было опыта работы с детьми с аутизмом. Постепенно училась. И вскоре мы подружились.
Анастасия Артемьева стала тьютором для Ильи в августе
Сейчас, когда в школе начались каникулы, Илья ходит в лагерь вместе с другими ребятами. Сегодня по плану – просмотр фильма «Подарок с характером». Через 20 минут малыш начинает крутиться, но Настя знает, что нужно делать:
– Бывают ситуации, когда возникает проблема или что-то не получается. Ребенок капризничает и важно сразу же его успокоить. Обычно я говорю какие-нибудь ободряющие слова, обнимаю. В кинотеатре я привлекла его внимание, сказав, что сейчас появится Михаил Галустян в костюме панды. Фильм мы досмотрели, настроение у Илюши улучшилось.
Наблюдаю, как мальчик увлеченно переставляет карточки на планшете, который показывает, где Илья сейчас находится и что делает. Пришел в школу – переместил соответствующую карточку.
Прогресс в учебе или в поведении – повод для гордости тьютора. Каждый день Анастасия записывает успехи подшефного. Казалось бы, сегодня ничего глобального не произошло, но вот Илья обратился с просьбой, и это уже вызывает радость.
– Очень удивилась, когда увидела, как мой воспитанник хорошо рисует. Я так не умею! А иногда он может просто подойти к окну и наблюдать, как падают листья. Многому учишься у таких детей. И начинаешь смотреть на вещи другими глазами.
На просьбу сфотографироваться Илья долго не соглашается, но потом прижимается к Насте и искренне улыбается.
Надежная опора
Екатерина Шилина работает тьютором всего несколько месяцев. Об аутизме знает не понаслышке, доводилось общаться с такими детьми и их родителями:
– Я поняла, что хочу и готова отдать часть своего времени, знаний и души особенным детям. Решила стать наставником, помощником и проводником в одном лице для ребенка, которому тяжело налаживать и поддерживать коммуникацию с миром.
Екатерина занимается с первоклассником Ильей. Перед началом урока она готовит рабочее место, карточки с надписями или картинками. Они позволяют быстрее и проще воспринимать информацию.
– На уроке помогаю Илье сориентироваться, «перевожу» на понятный для него язык инструкции, которые дает учитель, делаю при необходимости подсказки. Я рядом целый день, помогаю в быту, в общении со сверстниками.
Тьюторство не стало кардинальной сменой профессиональной деятельности, ведь по образованию Екатерина психолог. Чтобы получать дополнительные навыки, девушка много читает и смотрит тематические лекции. Если не понимать специфику диагноза и особенности поведения, то тьютор превращается в обычную няню.
– Для меня важно поддерживать положительный эмоциональный фон. Своим голосом, интонацией, максимально простыми фразами помогаю мальчику комфортнее чувствовать себя. Верю в то, что могу быть другом.
Екатерина признается, что в ее работе много трудностей. Одноклассники Ильи открыты всему новому, проявляют к нему интерес и рады общаться. Со взрослыми сложнее, и порой приходится выступать в роли адвоката для него, чтобы объяснить его поведение и дать понять, что он ведет себя так не из вредности и невоспитанности, а оттого, что, например, устал.
– Я провожу еженедельные «Уроки доброты» в классе, где рассказываю об особенных детях, о том, что все мы разные.
Илье легче справляться с трудностями, которые возникают у него, когда рядом Екатерина. А в благодарность он дарит наставнице улыбку, когда они делают совместное селфи.
tochickaya@sb.by,
фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, из личного архива героев