Семиклассник Алексей Ананьев с виду обычный, немного хмурый подросток. Усиленно занимается программированием, талантливо играет на фортепиано. Вот только Леша из тех ребят, которым в силу психофизических особенностей доступны далеко не все радости школьных лет. Чтобы ребенок с синдромом Аспергера и частичной глухотой ходил на обычные уроки, проделана неимоверная работа врачами, родителями, педагогами и, конечно, тьютором — воспитателем персонального сопровождения Валентиной Алешиновой, которая стала для мальчика самым надежным напарником.
«Леша мне улыбается!»
Седьмой год подряд Валентина Ивановна встречает Алексея и его маму Елену на пороге гомельской средней школы № 50. Они уже практически одна семья. По крайней мере, традиционное фото с тьютором на каждое 1 сентября — основа семейного альбома, этакой летописи взросления Леши.Он был обычным малышом. Елена вспоминает, что в полтора года говорил лучше, чем сейчас. А потом все изменилось: приостановка в развитии, многочисленные исследования и к четырем годам — удостоверение об инвалидности. Принять ситуацию было сложно, но Елена сразу взяла курс на борьбу за сына:
— Безумно благодарна всем специалистам, которые нам помогали. Мозг Леши исследован вдоль и поперек, очень много было реабилитаций и установок — надо развивать и социализировать! Поначалу любой визит в поликлинику оборачивался криком и прятками за дверью. Мы каждое воскресенье ходили в кукольный театр, я говорила, что это бесполезно, но психолог настаивала: «Водите!» И через полгода он стал отвлекаться от планшета и смотреть на сцену. Из таких маленьких побед и складывается наш путь.
Когда пришла пора идти в первый класс, место Алексею предложили в интегрированном классе общеобразовательной школы № 50, а его помощником стала Валентина Алешинова.
— Будто специально подобрали по фамилии, — смеется тьютор.
Валентина Ивановна в этой школе с 1986 года и почти постоянно работала с детьми с особенностями психофизического развития. Работа не из легких, один раз даже показалось: выгорела окончательно. Ушла, но все‑таки вернулась, и уже шесть лет с Лешей они вместе каждый учебный день. Также школу посещают еще 15 ребят с разными диагнозами. Задача номер один — верно подобрать для них тьютора, который нашел бы к школьнику подход. Кто‑то лучше чувствует себя с молодым педагогом, а кто‑то — с возрастным. Для трудных ситуаций в школе создали специальный кабинет, где ребенок и тьютор могут побыть вдали от других, чтобы успокоиться и уравновеситься. Валентина Ивановна говорит:
— Самое главное — полюбить ребенка, а сверхзадача — добиться взаимности. Редкость, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра смотрел в глаза или улыбался. А Леша мне улыбается! Было сложно, не скрою. Он боялся громких звуков. Два первых года даже не брал мел в руки, а сейчас расписывает математические формулы на всю доску и к ребятам поворачивается с чувством гордости! Когда у него что‑то получается, это придает ему столько уверенности.
Где же Тихий океан?
Мама Лена — на работу, Валентина Ивановна и Алексей — учиться. Сейчас по расписанию география. Тьютор немного напоминает мальчику направление, в котором находится кабинет, и вскоре воспитатель и школьник занимают первую парту возле учительского стола — тут от работы отлынивать невозможно.Географ Лариса Михалкова начинает урок с пройденного ранее материала, заставляя мечтающих школьников вспоминать количество материков.
— Алексей, а какой самый большой материк? — чуть наклоняется в сторону мальчика учитель.
— Евразия, — выговаривает парень чуть невнятно, но вполне уверенно.
К доске идет охотно, на карте легко находит океаны.
Когда начинается разбор новой темы о географической оболочке, тьютор открывает учебник на нужной странице и добивается, чтобы Алексей обратил внимание:
— Он меня воспринимает как основного помощника. Если не услышал, какая страница, или на доске не написали, я проговариваю. Помогаю делать пометки в конспекте, пишу то, что он может упустить. Успокаиваю, если что‑то не успевает.
Впрочем, и основные определения, и домашнее задание уже на доске. Лариса Дмитриевна на автомате повторяет отдельные моменты специально для Леши. Это, пожалуй, вся заметная разница между учениками. В целом спрос с Алексея не меньше, чем с нормотипичных одноклассников, хоть и нужно учитывать некоторые нюансы, говорит Валентина Ивановна:
— Легче воспринимает английский, чем русский. Языковой диктант для нас не вариант, только контрольное списывание. Если на истории, например, дают диктант по датам, то Леша получает вопросы в письменном виде. День потерян, если он плохо себя чувствует, потом материал нам приходится наверстывать.
После последнего урока Леша быстро складывает портфель и двигается по коридору так, что Валентина Ивановна чуть успевает за ним.
— На любимый факультатив по программированию спешит! — объясняет она. — В прошлом году он посещал сразу три факультатива, еще играет на фортепиано и занимается в модельной школе.
А после занятий тьютор передает Лешу маме, но за ручку сына Елена не водит: парень самостоятельно отправляется в магазин за хлебом и молоком и сам на автобусе едет до поликлиники. Это тоже часть социализации, и неважно, что мама с волнением, но незаметно следит за ним из окна машины. С каждым днем Леша становится все более самостоятельным и в хорошем смысле — обычным.
Новый масштаб поддержки
В Гомеле за пять лет тьюторов стало в 4,5 раза больше
В гомельских школах сейчас создано 230 интегрированных классов, где учатся 662 ребенка с особенностями психофизического развития. Ребята ходят на те же уроки, участвуют в тех же мероприятиях, что и их сверстники. Ученикам с расстройствами аутистического спектра помогают около 140 воспитателей персонального сопровождения. В 2019 году в городе было 32 ставки для таких специалистов.