Одним из главных мировых событий стал второй турецкий поход по территории Сирии. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал формальный старт операции «Оливковая ветвь» в районе Африна, где проживают порядка 1,5 млн сирийских курдов. Анкара считает курдские военные формирования сирийскими ответвлениями Рабочей партии Курдистана, признанной в Турции террористической организацией.
В первый день ВВС Турции нанесли авиаудары по сотне объектов. В воскресенье началась наземная часть операции: власти подтвердили сообщения СМИ об участии танков в наступлении на контролируемый курдами Африн. Бронетехника поддерживает на земле протурецких сирийских оппозиционеров.
Как я уже сказала, это второй турецкий поход в Сирии. Как и в прошлый раз, в ходе операции «Щит Евфрата» летом 2016 года, цель Анкары — разгромить курдов и обезопасить свои границы. Но ситуация лета 2016 года и зимы 2018–го — это две принципиально разные геополитические реальности. И если тогда протурецкая сирийская оппозиция зачистила часть приграничной территории, то сейчас аналитики гадают — у каких границ остановится продвижение турецких войск?
После ликвидации халифата «Исламское государство» курды оказались самой серьезной неправительственной силой на территории Сирии. Они контролируют более 20% ее территории, обладают своими военными силами пешмерга и смогли отвоевать нефтеносные районы к востоку от реки Евфрат, возле границы с Ираком. Так что их вековая мечта о создании собственного государства стала близка к реальности как никогда.
Как раз в этот момент Эрдоган начал свой турецкий марш–2.
После разгрома «Исламского государства» каждое вовлеченное в сирийский конфликт государство решает собственные геополитические задачи. Россия стремится закрепить военный успех дипломатическим. Уже на следующей неделе в Сочи запланировано начало Конгресса сирийского национального диалога. Вряд ли курды туда поедут, а вот вооруженные отряды сирийской оппозиции могут прибыть. В минувшую субботу представители России, Турции и Ирана обсудили участие сирийской оппозиции в этом конгрессе и в тот же день было объявлено о начале операции «Оливковая ветвь».
Очевидно, что Эрдоган очень точно рассчитал время операции. Накануне встречи в Сочи, а шире — накануне президентских выборов России невыгоден срыв сирийского национального диалога, инициированного лично Путиным.
Так что пресс–секретарь российского Президента весьма мягко заметил лишь то, что в Кремле отслеживают гуманитарную ситуацию в сирийском Африне, и подчеркнул, что Москва по–прежнему считает основополагающим принцип территориальной целостности Сирии. Россия вывела свой контингент — оперативную группу военных и военную полицию — из Африна до начала турецкой военной операции.
Аналогично высказался и госдеп, призвавший Анкару «ограничить операцию во времени и масштабе», а также проявлять осторожность для избежания жертв среди мирного населения. Вашингтон дал понять, что Африн не входит в зону интересов США, несмотря на то что курды — основной их союзник в регионе. Соединенные Штаты не желают жертвовать хорошими отношениями с Турцией, рискуя потерять влияние в регионе.
Накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что операция в Африне — только начало боевых действий, цель которых — взять под контроль приграничные районы Сирии. Следующим районом он назвал Манбидж.
Будет ли Турция разбираться с курдами в Ракке и далее вдоль сирийско–иракской границы? Многое будет зависеть от амбиций Эрдогана, эгоизма США и дипломатических маневров России.
Впрочем, аналитики предупреждают, что все равно курдское влияние на регион будет значительным и курды обязательно будут частью общего политического решения конфликта в стране. Какого — будущее покажет.
Между тем в Берлине и Париже после начала турецкого наступления на сирийский регион Африн призвали к скорейшему прекращению боев и потребовали созыва заседания Совета Безопасности ООН. Главы МИД ФРГ и Франции заявили, что дальнейшая вооруженная конфронтация — это последнее, что нужно Сирии, и призвали вернуться к «сути вопроса» — борьбе с терроризмом. Собственно, такой же позиции всегда придерживалась и Беларусь, вносящая свой вклад в противодействие террористическому трафику.
Фото Рейтер
Турецкие танковые колонны атакуют курдов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.