На страницах изданий ИД «Беларусь сегодня» идет проект «Аверс и реверс», который рассказывает, как поступательно менялась наша жизнь в важнейших сферах и чего ждать в перспективе. Тема очередного выпуска — цифровизация социальных услуг.Очереди были приметой советской жизни и почти все 1990-е отравляли потребителям жизнь. Помните вереницы желающих оплатить «коммуналку», купить билет или записаться к врачу? Да что говорить, положить деньги на счет мобильного телефона и то было проблематично… Но цифровые технологии в последние полтора десятилетия полностью изменили нашу жизнь. Рутинные операции, занимавшие столько времени, перешли в онлайн: несколькими кликами мы совершаем любые платежи, берем талончик к доктору, бронируем места. Вспомним, каким был этот путь к удобству и комфорту.
![](/upload/iblock/8c9/8c9b5b0cc409ed4d472f82a7f42e7693.jpg)
То, что доктор прописал!
О появлении нового сервиса — заказа талона к врачу через интернет — сообщили в феврале 2006-го. На тот момент услуга была доступна только для пациентов 13-й минской поликлиники (на страничке www.info.minsk.by/pol13), там же были установлены компьютеры и автоматизированная информационная система «Регистратура». «Выбираю врача, удобные дату и время. Еще несколько щелчков мышкой — и в ответ на запрос приходит подтверждение», — писал автор статьи.
Новинкой в основном пользовалась молодежь: в день таким образом на прием записывались 14—16 человек. К моменту, когда пациент приходил в поликлинику, медицинская карта уже передавалась из регистратуры в кабинет врача. А Людмила Барауля, главврач поликлиники, отмечала: «Всемирная паутина помогает сэкономить время и снизить нагрузку на регистратуру. Но это всего лишь часть функций новой автоматизированной информационной системы. В будущем компьютер будет на столе каждого врача, а историю болезни медики смогут прочесть прямо с монитора».
Вскоре комитет по здравоохранению Мингорисполкома решил распространить услугу. И к 2008-му заказать талон через интернет стало возможным уже в 12 городских поликлиниках — взрослых, детских, а также в 33-й студенческой. В том же году аналогичная возможность появилась и в Могилеве… А в 2013-м журналисты «СБ. Беларусь сегодня» специально для сайта sb.by сделали даже своеобразную памятку «Как можно заказать талон к врачу через интернет?»:
«Главное — доступ к сети. Причем не обязательно с компьютера: многие поликлиники уже внедрили и мобильную версию своего сайта. Чтобы заказать талон к врачу в Минске, можно воспользоваться двумя ресурсами — talon.by и info.minsk.by. Наверняка некоторые пользователи сети помнят те времена, когда запись к врачу через интернет осуществлялась лишь на официальном портале Мингорисполкома. Удобства для пользователей такому механизму явно недоставало, в результате чего ИT-специалисты создали альтернативный сайт с удобным интерфейсом пользователя и механизмом размещения информации talon.by. При этом info.minsk.by был доработан, поэтому немало учреждений продолжают пользоваться его услугами». Кликнуть «заказать талон» можно было и на сайте своей поликлиники, но только тем, кто территориально к ней прикреплен.
Преимущества услуги уже ни у кого не вызывали сомнений: «Перевели дух медрегистраторы, ведь система работает полностью в автоматическом режиме. А что говорить об удобстве для пациента! В среднем минская поликлиника ежедневно выделяет на запись к врачу через интернет от 6 до 40 талонов: количество зависит от укомплектованности врачами и численности обслуживаемого населения. Кроме того, лимит талонов к врачу, которые можно заказать онлайн, периодически корректируют, ведь один день интернет-пользователи разбирают стопроцентный запас, а на другой — лишь 30 процентов», — писали журналисты.
![](/upload/iblock/b49/b49751f62bb49f3b0c057b412bb5ec80.jpg)
![](/upload/iblock/a3b/a3b57cfe6b4643d8a397eeb4292e468d.jpg)
— Внедрение новой интернет-услуги тормозилось только степенью информатизации учреждений здравоохранения. Поэтому можно сказать, что массово поликлиники начали подключаться к сервису лишь с 2011-го, когда все регистратуры уже были автоматизированы. Тогда их было всего 11. Сегодня же наши пользователи могут заказывать талоны через интернет к врачам 187 поликлиник и коммерческих медцентров по всей стране, в том числе 75 процентов минских поликлиник.
Больше всего проблем с внедрением сервиса было в регионах, в основном из-за плохого качества интернет-соединения.
![](/upload/iblock/bcc/bcc6fc9df51d6780eab9f60d1174a497.jpg)
Сегодня ресурс расширяет не только географию, но и функциональность. Недавно, например, в тестовом режиме запущен модуль для записи на платные услуги, оказываемые поликлиниками. Растут и квоты, которые медучреждения выдают для записи к врачам через интернет. Для сравнения: если в 2013-м в среднем это было около 5—10 процентов от общего числа талонов, то сейчас уже больше 60—65 процентов. Всего же в месяц только на talon.by пациенты заказывают примерно 160 тысяч талонов. Если же доктор заболел, отпросился по срочным делам и запись отменена регистратурой, то пользователь в течение часа получит сообщение от сервиса на электронную почту и СМС-уведомление.
Специалисты одновременно думают и о том, как сократить время, которые пациенты проводят в очередях в медучреждениях. Электронные очереди — это хорошо, в поликлиниках их активно используют на самых горячих участках: лаборатория, регистратура, кабинеты ЭКГ, процедурные… Но, оказывается, нет предела совершенству.
— Электронная очередь, которая реализована нашей компанией в качестве одного из модулей медицинской информационной системы для поликлиник, увязана со всей автоматизацией медучреждения, — рассказывает Александр Мартыненко. — И сейчас, если на прием приходит инвалид или беременная, исходя из информации в системе они получат приоритетное обслуживание. Уже в этом году планируем дать возможность пользователям и талончики в очередь заказывать онлайн. Например, по дороге в поликлинику на анализ крови. Пока пациент доберется до кабинета, его очередь как раз подойдет…
![](/upload/iblock/425/4253148130f0f94591b2290958121fb1.jpg)
Под сенью дерева ЕРИП
Оплата «коммуналки», услуг связи, детских кружков… Помните, сколько это занимало еще 15 лет назад? Чуть легче стало с появлением банкоматов, инфокиосков, интернет-банкинга. Но реально мы вздохнули с облегчением после распространения автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства АИС «Расчет» (ЕРИП). В конце 2006-го «Народная газета» писала:«Уже в следующем году за коммунальные услуги можно будет расплатиться в любом банке. В этом поможет единое расчетное информационное пространство, к созданию которого приступил Национальный банк Беларуси».
![](/upload/iblock/e67/e672a08b0d8752ecef86208f430e1711.jpg)
К концу 2007 года были заложены технические, программные и организационные основы практической реализации проекта.
— Первый платеж в ЕРИП — за коммунальные услуги — был совершен 19 декабря 2007-го в терминале Белагропромбанка, — приводит Галина Николаевна дату, с которой по сути началась эксплуатация созданной системы. А к 1 января 2008-го совершены уже 32 платежа. При этом к ЕРИП были подключены всего 3 банка (Белагропромбанк, Белинвестбанк, Приорбанк) и 4 производителя жилищно-коммунальных услуг.
Шаг за шагом дерево ЕРИП начало разрастаться. Например, первый договор с мобильным оператором был заключен в ноябре 2008-го. А на 1 января 2010-го возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг связи через единую платежную систему была уже в 123 городах и населенных пунктах страны, включая областные и районные центры. Следом добавляются налоговые и таможенные платежи, платежи по линии МВД, Минобразования… Впервые в банках становится доступной оплата билетов на культурно-массовые и спортивные мероприятия, авиа- и автобусные перевозки, товаров в интернет-магазинах. Эксперты подчеркивают: распространению помогает правильно выбранная бизнес-модель — с населения никакой комиссии за платежи в ЕРИП не взимается, все комиссионные вознаграждения оплачивают производители услуг (получатели платежей).
![](/upload/iblock/6e4/6e434efb0a34ca5b04a39f045e26b2c7.jpg)
Новый импульс развитию проекта придает Указ Президента от 30 августа 2011 года № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь». Так ЕРИП окончательно получает статус общереспубликанской системы расчетов.
— Этот проект уникален — нигде на постсоветском пространстве в масштабах страны аналогов не существует, — с гордостью заявляли тогда сотрудники Нацбанка.
То же можно повторить и сейчас. Разве что поводов для гордости стало больше. Специалисты перечисляют наиболее значимые. Одним из платежных агентов ЕРИП стало РУП «Белпочта», что существенно увеличило географию приема платежей. Создана подсистема АИС «Расчет-ЖКУ» — первый опыт отраслевого биллингового расширения для начисления организациями платы за жилищно-коммунальные услуги. Количество интернет-магазинов/сервисов в ЕРИП в качестве производителей услуг с 500 на начало 2015-го только за один год увеличилось до 1100. В начале 2016-го из системы Нацбанка было выделено юридическое лицо — ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация ЕРИП», которое стало владельцем АИС «Расчет». А в октябре того же года начала работу Межбанковская система идентификации (МСИ). Начальник операционного управления Наталия Василевская объясняет:
![](/upload/iblock/df8/df899668b2081509e06b9e67df7d4008.jpg)
В прошлом году, к слову, с использованием данных МСИ была проведена интернет-перепись населения. А в ближайших планах — тестирование возможностей, которые еще недавно казались просто фантастикой: уже в этом году в системе добавится новый способ идентификации — по биометрическим данным (лицу и голосу). Сначала его дееспособность проверят в нескольких банках. На очереди — магазины. Только представьте: чтобы расплатиться за товар, не надо будет даже карточку к терминалу прикладывать, достаточно просто взглянуть в камеру! Следующим этапом специалисты видят интеграцию МСИ с аналогичными национальными системами идентификации в соседних странах.
Параллельно развиваются и новые сервисы. Пользователи уже могут оценить личный кабинет ЕРИП. А также сервис E-POS, который позволяет принимать безналичные платежи в точке продажи без терминала — с использованием QR-кода, для оплаты нужен лишь мобильный телефон.
Впервые такую возможность опробовали в одной из минских кофеен. Сервис универсальный, простой и не требует оснащения места продаж специальным оборудованием. В точке общепита достаточно разместить уникальный графический рисунок в меню напротив каждого блюда, и гости смогут оплатить счет, не дожидаясь официанта. Оценили новый сервис и пациенты 1-й стоматологической поликлиники в Гродно, где уже сейчас можно рассчитаться за платные услуги со смартфона прямо в кабинете врача. Посетители Гродненского зоопарка по QR-коду могут оплатить входные билеты и сделать пожертвования на содержание животных. Среди пользователей также ремесленники, нотариусы, адвокаты, бизнес-тренеры, репетиторы… Сейчас к сервису подключено уже более 500 точек приема платежей.
КСТАТИ
Сейчас в стадии тестирования еще один сервис, который позволит не принимать платежи, а осуществлять выплаты страхового возмещения. Пилотный проект уже идет.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В дни пиковой нагрузки, когда идут коммунальные платежи, их наибольшее количество в ЕРИП было зафиксировано в 2016-м — в минуту 7,5 тысячи. На сегодня эта цифра сократилась до 5 тысяч. Это не значит, что системой пользуются реже. Просто больше людей, до 70 процентов, совершает платежи с использованием мобильных устройств в удобное для себя время. В месяц это около 40 млн платежей на общую сумму более 1 млрд рублей.
dekola@sb.by