Позиция силы
— Давайте посмотрим, как Запад, Вашингтон обычно решают поставленные задачи?— На практике это выглядит так: если политика самостоятельности той или иной страны не устраивает США, с этой политикой надо покончить, добиваясь так называемой открытости, апеллируя к правам человека и действуя, если потребуется, с позиции силы.
Более того, если какое-то государство ведет себя, по мнению США, слишком независимо на мировой арене или в региональном пространстве, то его надо ограничить.Например, отгородить «железным занавесом», как СССР в годы холодной войны, объявить «страной-изгоем», как КНДР или Иран, применить средства давления, из которых ключевыми являются экономические санкции (в настоящее время применяемые под различными предлогами в отношении России и Беларуси) и вооруженные интервенции, как это было в Югославии (1999 г.), Ираке (2003 г.) и Ливии (2011).
В то же время Запад начинает приходить к пониманию того, что традиционные методы гибридной агрессии против Беларуси и России не приносят нужного результата. И именно в этой связи Вашингтон и Брюссель уже даже не скрывают, что фактически готовятся к вооруженному столкновению с нашими странами.
— На последнем саммите Североатлантического союза (Мадрид, 28 — 30 июня) генсек НАТО Столтенберг, как мы помним, не стеснялся в откровениях…
— Да, он открыто заявил, что «альянс начал готовиться к конфронтации с Россией восемь лет назад». А сегодня в новой редакции стратегической концепции блока окончательно закреплен антироссийский вектор деятельности НАТО на обозримую перспективу. В ней, как и ожидалось, Российская Федерация определена как государство, представляющее «наиболее значительную и прямую угрозу безопасности альянса». Республика Беларусь также упомянута в концепции как страна, развивающая тесное военное сотрудничество с Россией, что также рассматривается с точки зрения вызовов безопасности для НАТО.
В то же время Соединенные Штаты тщательно пытаются избежать прямого вооруженного столкновения с РФ, потому что полностью осознают катастрофические последствия для самой Америки. Именно поэтому Вашингтон и его союзники стремятся создать очаги напряженности и локальные военные конфликты в непосредственной близости от границ Союзного государства и даже втянуть в них обе наши страны.
Имперские амбиции
— Яркий пример — Украина, которую с 2014 года буквально накачивали оружием, обучали военнослужащих не просто воевать, а воевать именно против русских.— Совершенно верно. К нашему глубокому сожалению, в схожем ключе антироссийские (а с некоторого времени и антибелорусские) настроения прочно закладываются и в сознание граждан Польши, стран Балтии. При непосредственной поддержке Запада эти страны милитаризируются высокими темпами. Идет масштабное переоснащение армий сопредельных стран, увеличивается их численность, растут расходы на оборону, активно модернизируется военная инфраструктура, развиваются транспортные коммуникации, прежде всего в интересах сокращения сроков переброски войск альянса к западным границам Союзного государства.
Особую обеспокоенность вызывает именно Польша, которая уже не раз демонстрировала имперские амбиции и, заручившись поддержкой Белого дома, позиционирует себя в качестве «лидера» уже не только в Восточной, но и в Центральной Европе. Именно данный фактор используют США, чтобы руками своего главного союзника в регионе «разжечь огонь войны» с нашими странами.Симптоматичными в данном плане стали действия Варшавы в конце прошлого года, когда она «самоотверженно защищала» Европу от так называемого миграционного кризиса, спровоцированного самим же Западом. Уже тогда к белорусской границе были стянуты значительные силы и средства, в том числе из состава ВС, нахождение которых в непосредственной близости от нашей границы и по сей день создает угрозу вооруженных инцидентов.
Для укрепления военного авторитета среди своих западных хозяев под псевдолозунгами «угрозы с Востока», «необходимости укрепления восточного фланга НАТО» польские власти стали предпринимать беспрецедентные меры в интересах повышения военного потенциала государства. Основным проявлением данной политики стало принятие решения об увеличении численности национальных вооруженных сил до 300 тыс. военнослужащих (до 250 тыс. профессиональных военнослужащих (сейчас — 115,5 тыс.) и до 50 тыс. приписного состава войск теробороны (сейчас — около 27 тыс.). Более того, со стороны влиятельных польских политиков (лидер правящей партии «Право и справедливость» Я. Качиньский) звучат призывы нарастить их до 400 тыс.
Польское руководство намерено с 2023 года повысить военные расходы до уровня не менее 3 процентов от валового внутреннего продукта (в 2022‑м — 2,2 процента; ранее предполагалось — 2,3 процента в следующем году, а в 2024‑м довести до 2,5 процента), а также ускорить процесс приобретения ударных вооружений американского производства (F-35 «Лайтнинг-2», РСЗО HIMARS, ЗРК «Пэтриот», танков «Абрамс» и БЛА МQ-9 «Рипер»).С точки зрения оценки рисков и вызовов военной безопасности Беларуси повышенного внимания требует создание вблизи наших границ соединения сухопутных войск Польши — 18‑й механизированной дивизии (завершение создания — на 2026 год). Сейчас активно выполняются мероприятия по ее формированию с одновременным привлечением уже укомплектованных подразделений к участию в мероприятиях оперативной и боевой подготовки национальных вооруженных сил.
Польским руководством заявлено также о создании в структуре национальных СВ еще двух новых дивизий, что является логичным результатом реализации проекта по увеличению численности вооруженных сил до 300 тыс. чел. Кроме того, продолжается формирование очередных бригад теробороны. В 2023‑м их должно быть 18, а к 2025 году они должны быть приведены в оперативную готовность.
Полигон и кураторы
— Замечаем мы и совершенствование польской стороной военной инфраструктуры.— Все так. При этом предусматривается модернизация аэродромов, военно-морских баз и портов, создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и материальных средств (прежде всего в интересах ВС США), реконструкция учебных центров и полигонов для обеспечения деятельности воинских контингентов ОВС НАТО.
Уже завершена модернизация пяти аэродромов: Мальборк, Познань-Кшесины, Мирославец, Миньск-Мазовецки, Ласк. Продолжаются работы еще на четырех таких объектах: Повидз, Краков-Балице, Демблин, Свидвин. Активно модернизируются военно-морские базы и порты, что повышает возможности по приему грузов военного назначения, десантных и ударных кораблей альянса.Реконструируются учебные центры и полигоны для обеспечения деятельности воинских контингентов НАТО («Дравско», «Ожиш», «Жагань», «Демба», «Венджин»). Кроме того, в Польше создается передовой плацдарм для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств ВС США в Повидзе.
Мы четко понимаем: проведение этих мероприятий позволит уже к концу текущего года довести объем хранимых запасов материальных средств и ВВСТ в Польше до уровня, необходимого для комплектования механизированной (бронетанковой) дивизии СВ, а также до восьми эскадрилий истребительной авиации ВВС США.
— Мы же понимаем, кто координирует все это?
— Реализуемые планы тесно координируются руководством США и НАТО, экспансионистская политика которых подразумевает в том числе существенное военное присутствие вблизи границ геополитических противников. В этой связи решения мадридского саммита альянса по поводу размещения дополнительных иностранных воинских контингентов на восточных рубежах блока, скорее всего, не стали неожиданностью для Варшавы.
В Польше уже функционирует фактически передовой командный пункт 5‑го армейского корпуса США, а в ближайшей перспективе многонациональная боевая тактическая группа объединенных вооруженных сил НАТО, размещенная на ее территории, будет расширена до бригадного уровня. Кроме того, воинские контингенты альянса усилятся подразделениями ВВС, ПВО и киберзащиты.
По сути, территория Польши, впрочем, как и стран Балтии, превращается в полигон, на котором США планируют развязать в Европе еще один кровавый конфликт против России и ее союзников.Подтверждением этих замыслов являются и проводимые мероприятия оперативной и боевой подготовки, где отрабатываются переброска войск (сил), создание группировок, их применение и всестороннее обеспечение, а в качестве противника (и мы это знаем) рассматриваются Россия и Беларусь.
Особого внимания с точки зрения оценки вызовов и военных угроз (в том числе для нашего государства) заслуживает проводимый комплекс мероприятий по развертыванию европейского сегмента системы противоракетной обороны США. Сейчас в Польше завершается ввод в эксплуатацию базы противоракетной обороны (аэродром Слупск-Редзиково, 10 км восточнее н.п. Слупск). При этом технические возможности пусковых установок позволяют применять их для пуска крылатых ракет «Томахок» (дальность поражения цели — до 1600 км), что позволит Соединенным Штатам поразить цели на всей территории Беларуси и европейской части РФ.
Можно предположить, что уже в среднесрочной перспективе (скажем, к 2025 — 2027 гг.) ВС Польши будут представлять собой мощную группировку, способную самостоятельно, даже без особой поддержки НАТО, провести наступательную операцию с ограниченными целями против Республики Беларусь.
«Угроза с Востока»
— Не могу не напомнить и про пока голословные попытки отдельных политиков Варшавы инициировать возвращение, как они говорят, «исконно польских земель». Понятно, речь о западных регионах Украины и Беларуси.— Все это также требует тщательного отслеживания и анализа. Мы видим, что милитаристские устремления Польши, подогреваемые оголтелыми заявлениями местных политиков и активно поддерживаемые так называемым коллективным Западом во главе с Соединенными Штатами, приводят к поступательному повышению напряженности военно-политической обстановки вблизи границ Союзного государства.Весь комплекс военных приготовлений Запада, в том числе на территории соседней Польши, свидетельствует о планомерной отработке Вашингтоном и Брюсселем под предлогом сдерживания так называемой угрозы с Востока механизмов создания в кратчайшие сроки группировок войск (сил) для их возможного применения на соответствующих операционных направлениях, а также всестороннего обеспечения их действий. По сути, это является подготовкой к ведению военных действий на восточном направлении.
Принимая во внимание нарастающую конфронтацию по линии «Запад — Восток», не исключено, что польское руководство, безоглядно следуя в фарватере политики США, может самостоятельно принять решение на провоцирование вооруженного конфликта с нашей страной, рассчитывая на задействование в последующем механизмов безопасности НАТО. Что в итоге будет отвечать интересам Вашингтона, который стремится дестабилизировать обстановку в Беларуси и привести к власти лояльные Западу правительства.
Вы знаете, глубоко аморальный и исповедующий двойные стандарты американский политический истеблишмент вряд ли остановится, если не почувствует экзистенциональную угрозу. Они ощущают себя в недосягаемости за двумя океанами и все больше и больше нагнетают давление в глобальном котле, который и так уже находится на грани взрыва.
Цель и средства
— И все это на фоне деградации стран Западной Европы и фактической утраты ими самостоятельности в принятии решений…— Вместе с тем есть основания полагать, что ведущие европейские страны, такие как ФРГ, Франция и Италия, не заинтересованы в подобном развитии ситуации, осознавая катастрофические последствия данного сценария для всей Европы из-за очевидного вмешательства в гипотетический конфликт Российской Федерации, обладающей мощным военным потенциалом, в том числе ядерным оружием. Хотелось бы верить, что здравый смысл победит, ведь последствия для всей Европы, всего мира могут быть катастрофическими, если американцам все же удастся спровоцировать военный конфликт между европейскими странами и РФ. И дальнейшее развитие событий вокруг нашего государства во многом будет зависеть от благоразумия европейских политиков и их способности повлиять на принятие решений в рамках Североатлантического союза, деятельность которого фактически полностью координирует Вашингтон.
— Однако Польша не может не осознавать, что сама станет целью, если попытается говорить с нами оружием.
— Прежде всего именно польскому руководству надо понимать, что в случае начала военного конфликта территория Польши с ее военной инфраструктурой становится первоочередным объектом удара, а именно: центры принятия решений, элементы системы управления, пункты постоянной дислокации национальных вооруженных сил, арсеналы и базы, а также критически важные объекты их экономики и транспортной инфраструктуры. Как уже не раз говорил Глава нашего государства, ответ будет мгновенным. Именно по ним будут нанесены удары, если только попытаются разговаривать с нашим государством с позиции силы.
Беларусь не является сторонницей такого сценария, в этом заинтересованы только последователи Аллена Даллеса. Это они организовывали и свергали неугодные правительства, используя самые извращенные способы и методы гибридной войны с применением обычных вооружений, где человеческая жизнь не имеет никакой ценности при достижении поставленных целей.
— Белорусы — миролюбивый народ. Однако мы готовы к различным сценариям развития обстановки. Не хотелось бы, чтобы этот сценарий был военным. Но на Западе должны четко понимать: наш ответ на любого рода вооруженные провокации однозначно будет адекватным и жестким.