Почему нерыночные методы регулирования экономики широко применяются по всему миру

Цены под контролем

На днях участник от демократов в нынешней президентской гонке Камала Харрис обнародовала свою программу. В ней впервые в истории США предусматривается государственное регулирование цен на продовольствие, а также ряд других нерыночных мер. И это далеко не единственный пример из западных реалий. Белорусский опыт госуправления экономикой сегодня востребован во многих странах.

Финансовый след

Многие неангажированные наблюдатели констатируют нарастающую хаотизацию социально‑экономических процессов в большинстве стран. Вместе с тем многоопытные управленцы знают: в социуме неуправляемых процессов не бывает. Нередко случается так, что некое событие (положим, та же цветная революция) внешне выглядит как спонтанное, стихийное, самопроизвольное действо. Однако на поверку оказывается, что и у него находится свой распорядитель, а значит, и бенефициар. Неслучайно один из героев культового в свое время фильма «Ворошиловский стрелок» со знанием дела утверждал: «Всякое преступление оставляет финансовый след».
Суть многих нынешних глобальных проблем в том, что после Второй мировой войны США со своими западными подельниками умудрились сконструировать уникальный по изощренности денежный механизм эксплуатации остального мира. Он стал «достойной» заменой прежней колониальной системе, основанной на грубом, ничем не прикрытом ограблении колоний.
Однако в последние годы этот десятилетиями исправно работавший механизм, к огорчению его создателей, стал быстро терять свою эффективность. Поэтому у западных толстосумов возникла острая потребность устроить на всей планете управляемый ими хаос. Вплоть до разжигания пожара третьей мировой войны. И все это для того, чтобы отвлечь внимание человечества от процесса нахлобучивания ему на шею нового, еще более технологичного, на этот раз уже денежно‑цифрового западного ярма.

В погоне за сеньоражем

В средние века крупные феодалы (сеньоры), имевшие право чеканить металлические деньги, получали от этого особый рентный доход. Он возникал из‑за того, что общие (с учетом стоимости металла) затраты на чеканку монеты оказывались существенно меньше ее покупательной способности по номиналу. Сеньоры присваивали эту разницу, именуемую в экономической науке «сеньоражем». По сути, он был скрытым налогом, которым в то время богатеи облагали своих холопов.
Когда деньги стали бумажными, сеньораж вырос неимоверно. Так, сегодня многим хорошо известно, что затраты на производство стодолларовой купюры составляют лишь 17 центов. Это значит, что всякий обладатель стодолларовой купюры безвозмездно подарил Штатам 99,83 честно заработанных им долларов.
К слову, рентабельность этого американского «полиграфического бизнеса» почти 60 тысяч процентов! Это в десятки, сотни и тысячи раз превышает эффективность торговли, соответственно, наркотиками, оружием и алкоголем.

Об экспорте инфляции

Как известно, нет такого преступления, на которое не пойдут толстосумы ради астрономической прибыли. После кризисного 2008 года колоссальные, исчисляемые уже триллионами долларов и евро, денежные эмиссии в мировую экономику, которые западные прохиндеи хитроумно именуют «количественными смягчениями» (Quantitative Easing), стали обычным явлением. Переполнение мировой экономики бестоварными дензнаками закономерно привело к обесцениванию долларов и евро, ранее честно заработанных людьми и странами, что равносильно скрытому их ограблению. Так, эксперты подсчитали, что только за 2000 — 2023 годы долларовые сбережения обесценились почти вдвое.

Безудержная эмиссия долларов и евро должна привести к разгону инфляции в западных странах. Однако там цены растут гораздо медленнее, чем это должно быть вследствие масштабных «количественных смягчений».
Дело в том, что США и их ближайшие сотоварищи навязывают периферийным государствам «жесткую» денежно‑кредитную политику и тем самым экспортируют им свою инфляцию. Этот механизм предельно прост — подконтрольный Штатам МВФ стандартно требует от местных центробанков «сжать» денежную массу и повысить ключевую ставку. Это ведет к удорожанию кредитов. Их возросшую стоимость бизнес включает в цены своей продукции. В итоге население периферийных стран сталкивается с нескончаемым ростом цен, выплачивая Западу из своих карманов тот самый сеньораж.
Таков принцип действия сконструированного Вашингтоном механизма эксплуатации долларом! К этому можно лишь добавить, что прибыль от сеньоража в экономической науке именуется инфляционным налогом.

Обычная практика

Некоторые западные политики применительно к Беларуси используют, как им кажется, выразительное клеймо «последний островок социализма в Европе». Вероятно, из‑за того, что ­Президент Александр ­Лукашенко не дал «уважаемым западным партнерам» ввергнуть нашу экономику в губительный хаос. Не позволил им прихватизировать наши предприятия и родную землю за бумажки. И вообще, ориентируется на национальные интересы белорусов. В том числе не давая разгуляться в нашей стране инфляции, а значит, ограждая белорусов от выплаты дани «западным сеньорам».

В этой связи вспоминается переполох, который подняли экономисты либерального толка после подписания Главой государства в 2022 году Директивы № 10 «О недопустимости роста цен». Время показало, что данная антиинфляционная мера, впрочем, как и многие другие наши «антирыночные инициативы», себя вполне оправдывает.

Во‑первых, благодаря директиве рост цен в нашей стране, совсем уж было разогнавшийся в 2022 году до 15 процентов, в течение года сократился до одного из самых низких показателей в мире — в минувшем году, по данным ЕЭК ООН, это 5 процентов.

Во‑вторых, государственное регулирование цен — обычная практика в странах с так называемой рыночной экономикой.  
Например, известно, что в Австрии и Испании около 10 процентов цен непосредственно регулируются государством. Во Франции такой удельный вес достигает 20 процентов. В Финляндии правительство планирует и контролирует цены на продовольствие, зерно, энергоносители, алкогольную продукцию. Схожие нормы применяются и в Швеции.  
При этом наряду с прямым регулированием цен многие страны ЕС используют и косвенные инструменты борьбы с инфляцией на основе дотаций, субсидий, налоговых льгот и т.п.

И наконец, в‑третьих, нынче даже в «суперрыночных» Штатах при борьбе с инфляцией уже не полагаются исключительно на доходы от экспорта инфляции (сеньоража). А на уровне одного из кандидатов в президенты также озабочены мерами административного сдерживания роста цен. За что их инициатор Камала Харрис получила от своего оппонента Дональда Трампа выразительное клеймо «коммунистка». Таким образом, в ближайшей перспективе США имеют все реальные шансы стать «мировым оплотом коммунизма».

Все это доказывает, что нашей Беларуси в нынешнем охваченном хаосом мире, несмотря ни на что, следует ориентироваться на свои национальные интересы. И продолжать спокойно трудиться, настойчиво продвигаясь к намеченным конструктивным целям.


Валерий Байнев, доктор экономических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter