Активист РОО «Белая Русь»: роль молодежи в обществе усиливается — нужно создать устойчивую почву для развития

Цели и ценности

Образованный, инициативный, ответственный. Так характеризуют преподавателя общественных дисциплин УО «Брестский государственный колледж связи» Андрея Дылюка коллеги. Член Московской районной г. Бреста организации РОО «Белая Русь», председатель Молодежного парламента при Брестском городском Совете депутатов, делегат VII Всебелорусского народного собрания, человек с активной гражданской позицией Андрей Дылюк считает, что у молодежи современной Беларуси есть все возможности для самореализации: «Во всех своих инициативах я нацелен на созидание».


Конструктивный подход

— Когда вы пришли в РОО «Белая Русь»?

— Вступил в организацию в январе 2024 года по рекомендации моего коллеги по колледжу Федора Константиновича Коленковича. Это созидательная организация с понятными целями. «Белая Русь» и Молодежный парламент дают мне позитивный опыт работы в интересах государства и общества через взаимодействие поколений. От «Белой Руси» я стал делегатом Всебелорусского народного собрания. Да, почетно, большая честь, но для меня главное слово — ответственность. Ехал в столицу с пониманием, насколько это ответственно — представлять Брестскую область, «Белую Русь» на народном вече. Ставлю целью не формализоваться, а искать ответы на современные вызовы. 

ВНС, на мой взгляд, отличная площадка, чтобы конструктивно взглянуть на любой из вопросов. Формируется постиндустриальное общество, молодежь надо слушать, ее роль растет. Не зря в 2017 году Оксфордский словарь словом года назвал youthquake, дословно «молодежетрясение». Это толкуется как пробуждение миллениалов — людей, родившихся после 1981 года. Роль молодежи в обществе усиливается, поэтому важно создать в стране устойчивую почву для развития. Для меня принципиально важно, что «Белая Русь» всегда готова подставить плечо молодежи в реализации продуктивных идей.

— Андрей Александрович, один из предметов, который вы преподаете в колледже, — история. Насколько сегодня важно знать историю — семьи, страны? 

— История — вообще один из самых главных предметов, которые есть, потому что история присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. История везде. В том числе и в колледже связи. Во время одной из встреч с зарубежными коллегами я представил себя как «белорусский учитель истории, который учит электриков знать историю». На первый взгляд, фраза комическая, но в ней есть смысл. Ведь в колледже технической направленности на меня возлагается большая ответственность — сформировать у подростков 14—15 лет необходимые гражданские компетенции. Хотя, признаюсь, как только пришел сюда, были опасения, что зайду в профессиональный тупик. Но тут и Год малой родины, и Год народного единства, и Год исторической памяти — мне как гуманитарию было где развернуться. Одновременно занялся изучением истории колледжа, встретился с первыми выпускниками, в том числе с министром связи и информатики Беларуси в период с 1980 по 1994 год Иваном Михайловичем Грицуком… У нашего колледжа интересная история, которую должны знать учащиеся. Важно, что меня в моих начинаниях поддерживает руководство учреждения образования. 

Разумеется, интерес к истории детям прививается прежде всего в семье личным примером взрослых. А в учебном заведении на первое место выходит педагог, который не только должен знать предмет, но и быть личностью. 

К сожалению, в современном мире просто знаниями своей дисциплины внимания учащихся не привлечь. Моя педагогическая доктрина предполагает образ преподавателя как успешного человека, который достигает определенных результатов и не ограничен профессиональной деятельностью. Подросткам нужен образец для подражания.


Фактор коммуникации

— Ваш молодой возраст, ваши нетривиальные подходы — что в первую очередь помогает находить общий язык с учащимися? 

— Во время их опроса я вошел в число самых добрых преподавателей колледжа. Сказал бы по-другому — справедливый. Ведь тоже ставлю плохие оценки. Но ни в коем случае не свожу историю к изучению дат, имен, я больше нацелен на развитие коммуникативных, творческих компетенций детей, логического мышления. Учащиеся видят во мне старшего товарища. В силу возраста я не ушел в период недосягаемости, еще не стал гуру. Они мне доверяют. Нередко приходят за юридической консультацией, я ведь юрист по второму образованию. Во время реализации своих проектов исторической и социальной направленности важное значение придаю факторам коммуникации и социализации. Идеальной точкой соприкосновения, на мой взгляд, является краеведение. Мы ездим на экскурсии, и в неформальной обстановке подростки могут лучше раскрыться, познакомиться. 

— Вы не только активный гражданин, педагог, но еще и аттестованный экскурсовод! И через познание локальных родных мест учите детей любить Родину, быть патриотами. 

— Ключевая идея всех моих проектов — формировать патриотизм не через глобальную историю, а начиная с познания малой родины. Был у меня проект «Вялікае падарожжа па малой радзіме». На протяжении года мы с учащимися куда-то ездили. А как они любят ходить в походы! «Познай и полюби» — вот мой слоган. Старшее поколение, может, и удивится, что молодежь не знает, казалось бы, очевидного. Но это так — не знает. Я вижу это во время экскурсий, которые провожу. Поэтому стараюсь сформировать у ребят внутреннюю потребность в путешествиях. У нас есть что посмотреть.

Ответственность по максимуму

— Андрей Александрович, вы называете себя максимальным патриотом. Какой смысл вкладываете в это словосочетание?

— Это, во-первых, безусловное принятие своей Родины. Я больше нигде себя не вижу, только в Беларуси, именно здесь нацелен на созидание и развитие. Не сомневаюсь, если каждый из нас на своем рабочем месте будет относиться ответственно к своему делу, будет тот идеальный мир, который мы все хотим видеть. Как достигнуть всех Целей устойчивого развития? Мои учащиеся знают ответ на этот вопрос: все решит образование в широком смысле. Если каждый человек впитает основы гуманитарных, гуманных ценностей, оценит значение жизни своей и другого человека, найдет понимание своего места и ответственности перед собой и обществом, у нас не будет никаких проблем. 

Есть что посмотреть

— Каждый белорус должен побывать… 

— На объектах из Списка всемирного наследия — в Мире, Несвиже, Беловежской пуще. Что касается Дуги Струве, здесь надо брать шире — побывать на Полесье: в Пинске, Мотоле, Давид-Городке, Турове, а также в Ружанах, Коссово. В Гродненской области много интересных костелов. В Витебской — древний Полоцк и православные святыни. На Минщине — важные объекты по теме сохранения памяти о трагедии Великой Отечественной войны... 

К слову, с помощью нейросетей с учащимися колледжа мы воссоздаем утраченные архитектурные жемчужины Беларуси. Презентовали проект на конкурсе «Патриот.by». Создали интерактивную карту «Брест за секунду до Великой Отечественной войны», постарались исторически достоверно все сделать. Теперь хотим воссоздать древнее Берестье — там, где город находился до строительства Брестской крепости, также сделаем интерактивную карту — хватает технологий, чтобы этим заняться. 

kozlovich@sb.by

Фото из личного архива Андрея Дылюка

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter