Взлетев в Пхенчхане на высшую ступень пьедестала почета, Анна Гуськова завоевала седьмую олимпийскую награду белорусских фристайлистов в истории. С 1998 года, когда счет успехам открыл Дмитрий Дащинский, наши лыжные акробаты ни разу не возвращались с Игр с пустыми руками. Продолжения от них будут ждать и через четыре года в Пекине. А реальность подобных чаяний можно было оценить, не покидая Беларуси. В «Раубичах» прошел чемпионат мира среди юниоров, участие в котором приняли спортсмены, которым уже скоро предстоит сменить на трамплинах нынешних лидеров.
Это не метафора. Подводя итоги выступления подопечных в Южной Корее, главный тренер национальной команды Николай Козеко заметил, что в ближайшие годы состав сборной значительно помолодеет. В том числе за счет сегодняшних юниоров. Разделение по возрастам, равно как и по регалиям, в лыжной акробатике условно. Из тех, кто соревновался в «Раубичах», сразу шестеро прилетели в Минск прямиком из олимпийского Пхенчхана. У подножия склона приземления они, обдав собравшихся вихрем снега из-под лыж, дружески приветствовали только накануне добравшуюся домой чемпионку Аню Гуськову. Та, скромно улыбаясь, терпеливо соглашалась на очередное селфи – здесь все свои:
– Мы одна команда. Я ведь прекрасно помню, как еще недавно сама выступала на чемпионатах мира среди юниоров. Многие из нынешних участников уже тренируются с национальной сборной. Дима Мазуркевич уже тройные сальто исполняет. Хотя путь от юниорских стартов до взрослых побед очень длинный, но чувство, что мы все часть большой команды, очень помогает.
«У фристайлистов на всех соревнованиях такая атмосфера: к любому можно подойти, поговорить. Аня мне перед прыжками даже дала пару советов», – соглашается Павел Дик. Он только что прошел квалификацию. Впереди – финальные попытки. Но в отличие от представителей большинства других видов спорта 18-летний спортсмен ничуть не переживает из-за потери концентрации и рассказывает о переживаниях в телекамеру прямо у подъемника: «Главное – собраться на трамплине». В итоге – без медали. На фоне прошлогоднего серебра – не лучший вариант, но дело не в интервью.
– Я в таких условиях ни разу не соревновался. Наверху холод непередаваемый, ветер сносит. Одновременно с нами должны были биатлонисты свой турнир проводить, но чемпионат перенесли из-за мороза. А мы ничего, прыгаем. Тоже полезный опыт. Со следующего сезона все ведь уже по-взрослому будет...
Для Дика, как и для его товарища по команде Мазуркевича, нынешний сезон – последний юниорский. Дима признается: хотелось завершить его на золотой ноте. Тем более что год назад он выиграл аналогичный старт в Италии. Но в этот раз не получилось не только у Мазуркевича. Оставшийся без суперфинала китаец Жоньлинь Ли, закутанный по самые глаза и в свете прожекторов напоминающий воина ниндзя, что-то рассказывает товарищам по команде, отчаянно жестикулируя и показывая вверх на склон. Россиянин Максим Буров, заявивший в «Раубичах» максимальную степень сложности прыжка, после неудачного приземления на эмоциях бросает лыжи в сугроб. Как и на Олимпиаде, победитель зачета Кубка мира в лыжной акробатике на юниорском чемпионате мира остался без медали. Решившийся на аналогичный риск швейцарец Ной Рот приземлился на ноги и единственный из всех набрал больше сотни баллов. Рискованный полет Рота встретили аплодисментами. Дмитрий Мазуркевич объясняет:
– В такую погоду всем было очень сложно, но я собрался и победил. Точнее, стал вторым. Сегодня Рот был лучше. Но мы все равно переживаем друг за друга. Одна семья. У него сегодня получилось, у меня все сложится в следующий раз. 94 балла, конечно, не мой уровень. Обычно я набирал около 97. Но важно понимать, что впереди у нас взрослая карьера и там все будет по-другому. Нужно попытаться учесть ошибки и работать над собой.
В действительности взрослая карьера у Мазуркевича уже началась. В минувшем сезоне парень готовился вместе с основной командой, ездил на этапы Кубка мира и даже претендовал на попадание в Пхенчхан. Немного не хватило: опыт Станислава Гладченко и Максима Густика (Антон Кушнир был вне конкуренции) оказался решающим аргументом. Через четыре года, утверждает Николай Козеко, все может сложиться уже совсем иначе:
– То, что среди участников юниорского чемпионата мира в «Раубичах» шестеро участников минувшей Олимпиады и человек, выигравший в нынешнем сезоне Кубок мира, означает лишь одно: уже в следующем сезоне в мировой фристайл вольется целая волна молодых и талантливых спортсменов. По этой же причине результаты наших ребят я не назвал бы неудачными. Просто конкуренция сегодня даже на юниорском уровне такова, что судьбу медалей порой решают доли баллов. При этом и у Мазуркевича, и у Дика видна перспектива для роста.
Аня Гуськова: – Мы все часть большой команды
К результатам девушек вопросов больше. Лучшая из белорусок Яна Ермашевич оказалась в итоговых протоколах домашнего турнира лишь седьмой. Валерия Балматова – десятой. Негусто: и Аня Гуськова, и Александра Романовская в свое время взлетали выше. Весь чемпионат отработавший с лопатой на склоне старший тренер юниорской сборной Беларуси Дмитрий Дащинский сетует на особенности нынешнего сезона:
– В декабре мы, считай, не прыгали – не было снега. Поздно начали подготовку, программу к чемпионату мира стали готовить всего две недели назад. Было видно, ребята не в той форме, в которой бы хотелось их видеть на таком турнире. Так что выступили хорошо. Летом же они пробовали достаточно серьезные прыжки, Дмитрий Мазуркевич выполнял сальто, с которыми можно рассчитывать на призовые места этапов Кубка мира. Осталось перенести их на снег, отшлифовать, доработать. Девчонки пока немного отстают, но у них тоже недостаточно опыта и тренировок. Сложности их программ при хорошем исполнении хватило бы даже для попадания в тройку сильнейших. Думаю, это у них еще впереди: традиции белорусского фристайла будут продолжаться.
komashko@sb.by,
фото Елены Данильченко
Кто придет на смену Антону Кушниру?
Только в полете
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.