Владимир Каминский не мечтал стать велогонщиком, хотя два его старших брата выступали за сборные СССР. Они приезжали в родную деревню Цна под Минском на гоночных велосипедах и гордо показывали их соседским парням. Но Володя смотрел на все это довольно равнодушно. Да и мать не хотела, чтобы еще один сын возвращался с многочисленными ссадинами и ушибами.
Другое дело футбол. Выбросят мяч на поле — и гоняют до сумерек. И не только гоняли, но и участвовали в соревнованиях, становились чемпионами района. Даже померились силами с юниорами футбольной школы мастеров. И загорелся парень желанием стать настоящим футболистом. Но, увы, прием в ФШМ уже закончился. Поступил в Минский электротехникум связи.
— Надо же было чем-то заняться, — улыбается Владимир. — Вот и пошел по стопам братьев. И опыт кое-какой был. Первый раз сел на велосипед в четыре года. На трехколесный. Потом появился «Орленок».
Владимир Каминский из тех людей, которые всего добиваются в жизни упорным, порой, кажется, непосильным трудом. Он не искал легких путей и никогда не изменял своим принципам. Карьера велогонщика Каминского пришлась на семидесятые годы прошлого столетия. Жил и тренировался в Минске. А тогда, чтобы пробиться в сборную СССР, нужно было быть на голову выше соперников. Многие атлеты из союзных республик в советские годы пережили трагедии, многим были сломаны судьбы. Они не получали шансов испытать свои силы на международных стартах, особенно на Олимпийских играх, которые проводятся всего один раз в четыре года. Каминскому такой шанс был предоставлен. Но только один раз. И он его использовал.
У руля команды Советского Союза стоял тогда легендарный велогонщик Виктор Капитонов, который в далеком 1960 году в олимпийском Риме одержал триумфальную викторию, лидировав в изнурительной гонке. Он присматривался к белорусскому спортсмену. Но просто так в команду наставник никого не брал. Каминский выиграл чемпионат страны в Вильнюсе, получив поздравление главного тренера. Но затем случилось непредвиденное. Поехав на соревнования в Африку, Каминский не мог и в страшном сне представить, что произойдет с ним. Упал, получил тяжелую травму колена. И это перед Олимпиадой!
— Выхаживали всем миром, — вспоминает Владимир Владимирович. — Моя бабушка даже применяла народные средства. Главврач республиканского спортивного диспансера Константин Заборовский предложил лечение в барокамере. Но воспротивились медсестры. Травма, действительно, оказалась тяжелой, могли возникнуть осложнения. Однако верил, что одолею недуг. И это, наверное, помогло. Как и поддержка близких людей. И меня включили в сборную страны: поехал в Монреаль в составе квартета шоссейной командной гонки на
Каминский был силен и в индивидуальных гонках. Однако все отмечали его командный дух. А результат командной гонки зависит от всех четырех гонщиков. На старт в Монреале вышли Ааво Пиккуус из Эстонии, Валерий Чаплыгин из России, Анатолий Чуканов из Украины и Владимир Каминский из Белоруссии. Главные соперники — команды Польши и Германии. Советские гонщики с первых километров развили высокую скорость. И постоянно шли в лидерах. Казалось, победа в кармане. Однако гонка длится все сто километров. Результат засчитывается по трем спортсменам. До финиша было уже недалеко, как начал отставать Чаплыгин. Погода стояла душная, ехать было тяжело, и у Валерия возникли проблемы со здоровьем. Но тройка, сжав все силы в кулак, отчаянно сражалась. Вперед выходили то Пиккуус, то Чуканов, то Каминский… Владимир дольше других задерживался на лидерской позиции, давая возможность товарищам перевести дух. Финиш пересекли, можно сказать, из последних сил и одержали убедительную победу.
Следующее четырехлетие олимпийский чемпион провел довольно успешно. На его счету были победы на чемпионатах мира, он числился среди главных кандидатов в сборную страны на следующую Олимпиаду, которая должна была пройти в Москве. Ох, как приятно было бы перед своими зрителями финишировать первыми, взойти на пьедестал, примерить медали… Но опять путь пролег через тернии, которые нередко были далеки от спорта. Принимается решение омолодить команду, а Владимира уже считали ветераном.
— Да, в сборную входили ребята на восемь лет младше меня. А в командной гонке возраст тоже играет роль, — говорит Каминский. — Одногодки быстрее находят взаимопонимание, что очень важно в коллективе. Конкуренция была нешуточной. На чемпионате СССР наш второй состав выиграл у первого. Тренерам пришлось поломать головы.
Однако были и другие причины. Каминского звали в Москву. Не раз ему предлагали переехать в Белокаменную и выступать за дружину ЦСКА. Обещали золотые горы: и звание, и жилье, и зарплату, и постоянное место в сборной. И, безусловно, все это было бы, но Владимир каждый раз отказывался. И перед Олимпиадой тоже. К тому же многие просто не желали, чтобы Каминский во второй раз стал олимпийским чемпионом. Кроме того, в сборную попал еще один белорус — Олег Логвин. А два гонщика из республики — это уже слишком. Так или иначе, но за победной гонкой советского квартета в Москве Владимир Каминский наблюдал как болельщик.
Вся жизнь заслуженного мастера спорта СССР Владимира Каминского связана с Беларусью и спортом. Он работал тренером, возглавлял Белорусскую федерацию велосипедного спорта. Жена Оксана была кандидатом в мастера спорта по плаванию, дочь имеет такое же звание в синхронном плавании, а сын — мастер спорта по прыжкам в воду. Но так получилось, что Владимир Каминский затем уехал на лечение в США. Предполагал, что на короткий срок, а пришлось остаться надолго. Там тренировал велогонщиков-любителей. Но о родине не забывает. Регулярно приезжает домой, где его всегда ждут.