Лариса Андросова из агрогородка Малевичи Жлобинского района с самых юных лет что-то мастерит: шьет, вяжет, клеит… А еще к каждому празднику украшает свой дом, превращая его в настоящую сказку. Три года назад она решила возродить старую традицию — создавать пасхальные и новогодние игрушки, интерьерных кукол и целые литературные сюжеты из ваты. Материалы привычные и доступные, фантазии у Ларисы хватает, а навыки, как оказалось, дело наживное.
![](/upload/iblock/b49/b49eb86f93a8af1c4d81a547afe1bad3.jpg)
Уроки анатомии
Гостеприимная хозяйка встречает нас на пороге своего уютного домика, помешивая ложкой в мисочке какую-то жидкость. Лариса Андросова по профессии повар, но на сей раз приготовила не изысканное угощение.— Это клейстер — заваренный из картофеля крахмал. Вот только что перед вашим приходом сделала: ложечка крахмала и крутой кипяток.
Разумеется, потчевать нас этим Лариса не собирается, такой клейстер — основной скрепляющий состав для изготовления ватных миниатюрных человечков. Мастерица проводит нас в зал. На столе — составные части будущего шедевра. Хозяйка показывает целую россыпь маленьких личиков из глины.
— Кто умеет, лепит сам, у меня тоже есть пара авторских образцов, — объясняет Лариса. — Но в основном я нахожу красивую мордашку как образец — например вот как у статуэтки на полочке. Потом мажу маслицем, выдавливаю клей при помощи клеевого пистолета. Все это засыхает, снимается как форма, которую нужно заполнить полимерной глиной. Затем делаем оттиск, шлифуем и расписываем акриловыми красками.
Лариса заранее знает, для какой куклы какое лицо предназначается. Ведь нарисовать его — один из самых важных шагов. Это нужно, чтобы придать игрушке характер, сделать так, чтобы она ожила.
— А теперь начинаем лепить тело — с самого, если так можно выразиться, скелета. Каркас игрушки состоит из проволоки, желательно медной. Вот здесь вспоминаем все, что выучили в школе по анатомии.
На рабочем столе у Ларисы даже специальная табличка с параметрами: если лицо куколки в высоту два сантиметра, вся фигурка составит 10—11 см. У взрослых персонажей голова по отношению к туловищу меньше, у детей больше. Руки и ноги скручиваем из проволоки и сразу придаем ту форму, в которой застынет персонаж: девочка на коньках бежит, мальчик бросает снежок, женщина обнимает корзину с пасхальными яйцами…
![](/upload/iblock/394/394806fd7e29266ea166d39df0c13340.jpg)
Тысяча и одна складочка
Сейчас в руках у мастера — будущая балерина, поэтому ее пока еще металлические конечности замирают в изящном танцевальном па. Теперь Лариса отрывает тончайшие полоски ваты и начинает по часовой стрелке плотно накручивать на «скелет», набирая объем.— Каждый слой сверху обматываем ниткой, чтобы вата не сползла. Если наш герой будет облачен в зимнюю одежду, тогда точно «прорисовывать» все анатомические детали необходимости нет. А вот балерину придется делать максимально правдоподобно: детально и выразительно накручиваем коленки, икры, бедра…
«Мумию» покрываем клейстером, сушим возле батареи или над газовой плитой. А потом начинается самая сложная часть процесса. Я наивно спрашиваю:
— А такие сложные наряды на куклу шьются отдельно?
Лариса улыбается:
— Все только из ваты! Рассчитываем, сколько сантиметров нужно, чтобы сделать пышную юбку в складку. Тонкий слой ткани-ваты промазываем клейстером и прикладываем к фигурке, постепенно делая складку за складкой. Работа кропотливая. Порой на кудрявую прическу, когда приходится отдельно выкладывать десятки локонов, может уйти до недели работы.
Некоторые мастера, рассказывает Лариса, делают по-другому: нанизывают сухую вату на нитку и собирают уже на фигуре. В любом случае главное условие одно — не торопиться и продумывать каждый шаг. Если по «сюжету» персонаж в движении или на него дует ветер, одежда примет соответствующую форму — будто застывшую в полете.
![](/upload/iblock/43d/43dfa05f83b4789c2ea2a892e08fb023.jpg)
Главное — состояние души
Не могу оторвать взгляд: сейчас тонкие детали у Ларисы выходят просто ювелирно! А ведь еще три года назад об изготовлении ватных кукол она не имела никакого представления:— Я обожаю Новый год, скупаю десятками украшения, ставлю огромную елку. И как-то вспомнила, что раньше игрушки делали из ваты. Решила попробовать, ведь такие игрушки долговечные, не разобьются, если их уронить. Не умела ничего. Художественного образования у меня нет, всю жизнь проработала поваром — кормила детей в садике и механизаторов на поле. А сейчас тружусь сторожем в детском саду. Не очень творческая работа? Может быть, но главное — состояние души!
Творческую натуру, с детства воспитанную на любви к шитью, вышивке, вязанию, Лариса сдержать не может, а техника пришла с практикой. Поэтому из-под чутких рук мастера вышли сотни неповторимых фигурок. Сегодня ватная игрушка — не только новогоднее украшение. В арсенале Ларисы — осенние малыши со свежим урожаем, пасхальные девчонки с корзиной, наполненной яйцами, а иногда и полноценный ряд героев сказок. Сейчас она делает целую экспозицию по гоголевскому произведению «Ночь перед Рождеством»: уже есть фигура будущего черта, летящего над крышей, лицо Вакулы и роскошные черевички для Оксаны. А однажды мастеру заказали фигурки реальной семьи!
Игрушки Ларисы расходятся по всей Европе, их покупают жители Великобритании, Швеции, Германии, а в Эстонии их даже использовали во время показа мод. Впрочем, для мастерицы главное, что во все изделия она вкладывает частичку своей души:
— Каждая фигурка уникальна и несет добро. Вот даже просто возьмите в руки — она теплая! Для меня ватные игрушки — вещь волшебная, пробуждающая фантазию, маленькая сказка, дарящая праздник.
Игрушки Ларисы Андросовой расходятся по всей Европе, их покупают жители Великобритании, Швеции, Германии, а в Эстонии их даже использовали во время показа мод. Впрочем, для мастерицы главное, что во все изделия она вкладывает частичку своей души.
![](/upload/iblock/844/84475b146a84c75565866452978cf453.jpg)
Из глубины веков
Когда точно возникла традиция делать игрушки из ваты, доподлинно неизвестно. По технике процесс немного схож с изготовлением папье-маше, которое появилось еще до нашей эры в Китае. В некоторых исторических источниках встречается описание ватных игрушек, изготовленных в Англии, Германии или США в конце XVIII — начале XIX века. Считается, что на наших территориях такие изделия появились вместе с возникновением традиции устанавливать в домах на Рождество, а потом и на Новый год украшенную елку.Особую популярность ватные игрушки обрели в 1930-е годы, когда советское правительство вернуло народу новогодний праздник. Материал позволял изготавливать самые разные фигурки и сюжеты. Производством лыжников, зверей и сказочных персонажей занималось несколько фабрик. Большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки ставились под елку и стали настоящими долгожителями, пережив сам СССР.
Большинство игрушек делалось вручную, хотя мода на румяные яблоки, лиловые сливы, хрустящие огурчики позволила механизировать процесс производства. В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты. А потом на некоторых производствах начали применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, которые затем окрашивали нитролаками. И все же в большинстве своем ручной труд постепенно сдавал свои позиции на рынке, и интерес к ватной игрушке стал возрождаться только к рубежу тысячелетий. Сегодня это уже не только новогоднее украшение, а элемент интерьера, который ценят за уникальность и особенный уют.
valchenko@sb.by