Сегодня все чаще родители сталкиваются с так называемым самоповреждающим поведением (селфхармом) у подростков. Статистика это подтверждает, к примеру, количество таких случаев в Минской области в 2021 году было выявлено 131 раз, в 2022 году – 231. За период январь – октябрь 2023 года – уже зафиксирован 201 факт.
Психолог, гештальт-терапевт Татьяна Потемкина поделилась советами, что делать родителю, который подозревает самоповреждающее поведение у своего ребенка:
– Иногда первая реакция родителя – задавать ребенку вопросы, однако это может быть расценено как нападение, и ребенок станет еще более закрытым и замкнутым. В этом случае, безусловно, следует обратиться к профессионалу.
Необходимо дать подростку понять, что вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Не важно, можете ли вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.
Психолог отметила, что подростки, склонные к самоповреждениям, часто не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Специалист предлагает несколько вариантов, которые можно пробовать. Первое – оставьте на столе блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии.
Второе – можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично.
– При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, – предлагает выход Татьяна Потемкина. – Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.
Психолог настоятельно не советует заставлять ребенка прекратить то, что он делает (он продолжит наносить себе повреждения, только скроет это). Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, включая столовые ножи, является хорошей идеей. Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации. Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.
– Предложите ребенку альтернативные варианты поведения, – советует гештальт-терапевт. – Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу. Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или сжимания в руках кубиков льда. Кто-то рисует ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.
Но лучше воспользоваться помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога, психиатра и так далее. Специалист может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается приходить на прием.