Мы продолжаем публиковать рассуждения и наблюдения депутата Сергея Клишевича. Его материалы касаются актуальных тем, которые затрагивают граждане во время депутатских приемов, а также вопросов, освещаемых на общественных мероприятиях, в которых принимает участие депутат (начало — в номерах «СБ. Беларусь сегодня» от 24 января, 8 февраля, 21 февраля, 7 марта с.г.). В этот раз речь пойдет о политических технологиях.
Принимая с докладом министра внутренних дел, Президент Беларуси прозрачно заметил, что число «желающих подорвать государство изнутри не уменьшается». Эта деятельность имеет свои закономерности, и мне как депутату Парламента крайне интересно наблюдать, с чем оппозиция собирается идти на президентские выборы и что навязывает в качестве актуальной повестки. Попробуем разобраться в применяемых политических технологиях и отличить их от традиционного весеннего обострения.
Основные усилия брошены на работу в интернете
Важная особенность прошлой парламентской кампании — появление и активная работа сети телеграм-каналов, которые дублировали содержание традиционных соцсетей (например, Facebook) лишь частично. Новшество заключалось в том, что ими была реализована более тонкая схема: создание сети анонимных «патриотических» телеграм-каналов, которые в меньшей степени критиковали власть и занимались борьбой исключительно с «российским влиянием». Однако это точно такая же стратегия дестабилизации, только в другой обертке, призванная будоражить население.В ходе парламентских выборов наработанная сеть телеграм-каналов была использована на полную катушку для распространения слухов и вбросов под видом эксклюзивной информации. Сливались инсайды об отставках в Правительстве, списки будто бы утвержденных депутатов по методу «пальцем в небо», содержание неких кулуарных переговоров и прочего.
Надо учитывать, что аудитория подобных каналов информации в первую очередь молодежь. Она обрабатывается из расчета разового выхода на улицу, взрыва эмоций. В состоянии постоянной истерики держать аудиторию невозможно, не хватает инфоповодов. Однако, несмотря на то что за прошлый год на власть было вылито немало грязи по самым разным направлениям, которые в основном затрагивали образование, МВД и армию как наиболее массовые сферы, в которых можно дискредитировать государство, отклик в виде акций был получен только в сфере белорусско-российских отношений.
Одновременно произошло и значительное упрощение методов.
Если оппозиция не может предложить ничего, кроме хождения по центру столицы в пределах 3 — 5 улиц и криков о «незалежнасцi», это говорит о полном банкротстве политических организаций.
Ранее такого политического скудоумия не наблюдалось — все-таки их лидеры пытались выстраивать некие идеологические концепты.
Как расцветали «сто цветов»
В далеких 1990-х и начале 2000-х деньги вкладывались в политические организации, которые строили свою стратегию из расчета смены элит в результате грубого уличного «переворота». Однако после неудачной «площади» 2006 года произошло перенаправление финансовых потоков на разного рода неполитические инициативы, связанные с образованием, культурой, правами человека, гендерной идеологией. Наступила «профессионализация» оппозиционной сферы, когда с помощью западной поддержки появились целые созависимые направления, где регулярно осваивались внешние средства.
На длительном отрезке времени такое разветвленное финансирование привело к появлению у оппозиционных групп выраженных ролей. Достаточно ярко это было заметно в том числе на примере прошлых парламентских выборов, в которых я принимал непосредственное участие. У каждой шестеренки в этом механизме есть своя четко очерченная задача. Негосударственные СМИ обеспечивают кандидатов трибунами для высказывания, наблюдатели за выборами выявляют «нарушения», правозащитные организации оказывают юридическую и финансовую поддержку, молодежные организации пытаются мобилизовать студентов и т.д.
Почему праймериз провалились?
В настоящий момент оппозиция занята кадровыми вопросами. На ряде порталов можно было прочесть о беспрецедентных гастролях по райцентрам. Во многих из них нога оппозиции не ступала вообще никогда, но, увы, обстоятельства вынудили. На заявленные мероприятия приходило от 8 до 30 человек в районных городах и около 100 в областных. Причин тому несколько.
Во-первых, выбирают «единого» кандидата не от всех записных оппозиционеров, а от 3 — 4 групп. Во-вторых, это удручающе низкий интерес к персоналиям. Когда оппозиционная пресса, заикаясь от восторга, сообщает, что в Витебске праймериз прошли с аншлагом, то оказывается, что пришло 150 человек. На 370.000 населения Витебска — примерно 0,04 процента. В принципе, это и есть их потолок, то есть количество активистов в крупных городах. Оно достаточно постоянно и не зависит ни от повестки, ни от политической погоды, ни от набора лидеров в колоде.
Конфигурация оппозиции в электоральных кампаниях проста: кто нашел спонсора — тот и лидер.
Как создать повестку из ничего
Более интересный вопрос: чем они будут развлекать население на президентских выборах? Как правило, протестная повестка создается с привлечением журналистов и аналитиков, которые хорошо знают «кухню». В кризисные моменты их бросают на разработку неких стратегий, например, как можно использовать ту или иную горячую тему для мобилизации населения на протест.Для этого сначала создается медийный фон, а затем появляются активисты, которые должны придать крикам в интернете больший вес, подтвердить повестку «в реале». Как можно догадаться, «уличная политика» в этом случае ничего не решает, сам курс не разрабатывается в перерывах между кричалками — он придуман заранее.
Что же касается тех процессов, которые сейчас идут по выдвижению «единого» кандидата от группы структур, то со стороны все выглядит достаточно очевидным: кто нашел спонсора — тот и лидер.
Собственно, это и есть тот секрет Полишинеля, который определяет конфигурацию оппозиции каждые выборы. Можно с полной уверенностью назвать такую структуру «сетевой» — в этом формате все «лидеры» одинаково слабы и взаимозаменяемы и, по сути, отыгрывают роль говорящей головы для сбора уличных акций.
Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.
Телеграм-канал: https://t.me/sergejklisevic