Артистизм и умение проникнуть в роль — качества, которых у Владимира Громова (Евгений Онегин) не отнять.
Эффект счастья
Сама режиссер Анна Моторная признается, что шла к этой опере более четверти века. Анна Дмитриевна — известный мастер вызывать сильные чувства у зрителей, каждый спектакль в ее постановке насыщен действием и образами, характерами и конфликтами, смыслами и ассоциациями. «Евгений Онегин» исключением, конечно, тоже не стал.— Это гениальное произведение, — убеждена главный режиссер Большого театра Беларуси. — Чем дальше по жизни я иду с этим сочинением, тем больше погружаюсь в его невероятные глубины: эмоциональные, духовные, психологические, интонационные, нравственные. С одной стороны, это энциклопедия русской жизни, с другой же — история о человеке вне времени. Чайковский создал удивительное произведение, на которое откликается каждая частичка души современного человека.
Анна Моторная.
Как и в любой энциклопедии, в новом спектакле собрано абсолютно все. Разбег стремительный: от томительной меланхолии до сжимающей сердце трагедии.
И хотя герои носят исторические костюмы, «Евгений Онегин» в прочтении Моторной — это не исследование быта пушкинской эпохи или этнографическая драма, а крайне актуальная история о нравах дней сегодняшних. Спектакль не оторван от реальности, все персонажи пушкинского романа существуют вокруг нас — даже сейчас, в XXI веке.
— Нет ничего важнее любви и дружбы. Как нет ничего страшнее предательства и равнодушия, — считает Моторная. — Увы, но одно из основополагающих явлений, которые я замечаю в современном обществе — равнодушие к другому, неспособность чувствовать по‑настоящему и боязнь быть искренними. От страхов возникают все самые плохие события в жизни, страх обнажает человеческую душу. Наш «Евгений Онегин» — это не спектакль о том, как мужчина однажды не признался в любви женщине. Это история о том, что нужно сделать одному человеку, чтобы счастлив был другой. Хочется, чтобы зрители, посмотрев постановку, вернулись домой и подумали о том, как важно любить, быть нежными и искренними.
Народный артист Беларуси Владимир Громов не раз называл партию Онегина одной из самых любимых. С ней же, что примечательно, он выходил на сцену Большого в прошлом году на свое 50‑летие. Роковой красавец и знающий всему на свете цену человек — кто сказал, что люди не меняются?
— Это партия, о которой мечтает каждый баритон. Впервые спел Онегина в консерватории на третьем курсе, чуть позже дебютировал с ним в театре. Эта роль сопровождает меня всю творческую жизнь, я принял участие в разных постановках. Стараюсь не отождествлять себя с героем. Помню, однажды во время спектакля в сцене объяснения в саду я услышал из зала громкий голос мамы: «Подлец!» Так натурально, как она мне потом сказала, я сыграл негодяя, — вспоминает артист.
Обреченный на успех
Для главного хормейстера театра народной артистки Беларуси Нины Ломанович нынешняя версия «Евгения Онегина» уже четвертая. Работы для труппы хора в спектакле хватает. Окружение героев — это несколько пластов русской жизни: крестьяне, помещики, петербургская знать.— Так интересно наблюдать за тем, как с течением времени меняется спектакль даже визуально. Когда я только пришла в театр, была потрясена этим помещичьим бытом, уютным домом со множеством комнаток, с самоваром и бубликами на столе. Каждая новая версия становилась более рациональной, не похожей на предыдущие. Наш «Евгений Онегин» — это уже опера XXI века, абсолютно самостоятельное произведение.
На одного «Евгения Онегина» больше в творческой копилке у дирижера‑постановщика оперы Артема Макарова. При этом, признается маэстро, ему по‑прежнему каждый раз интересно работать над партитурой:
— В карьере любого режиссера и дирижера‑постановщика так или иначе однажды встретится «Евгений Онегин». Для меня нынешний спектакль пятый. Казалось бы, знаешь все. Но при этом всегда будут сложности. Каждый раз мы наблюдаем новые концепции, приходится придумывать что‑то особенное или, как в данном случае, добавлять фрагменты, которые были купированы. «Евгений Онегин» всегда вызывает интерес у публики. Два гениальных мастера — Пушкин и Чайковский, такое сочетание обречено на успех.
Помимо Владимира Громова, в роли Евгения Онегина увидим также Дениса Янцевича и Андрея Логвинова. Роль Татьяны исполнят Анастасия Храпицкая, Елена Золова и Марта Данусевич. Второй показ спектакля состоится на Минском международном Рождественском оперном форуме 12 декабря, и третий — в Татьянин день, 25 января.leonovich@sb.by