Игорь Колб: Я из тех, кто использует любую возможность для развития.
— Игорь Павлович, в конце мая артисты балета Большого театра Беларуси отправилась на гастроли по городам России. Как все прошло?
— Замечательно. Гастроли — это необходимая форма, в которой театр должен жить. Когда мы даем спектакли на родной сцене — это одна история. И совсем другая, когда артисты выезжают за пределы Минска, это иное восприятие и самого сценического полотна, и зрителей. Реакция публики была очень разной. Например, в Челябинске для меня совершенно удивительным явился момент, когда прямо во время спектакля после вариации люди выкрикивали из зала: «Ребята, вы такие молодцы!»
— Что знали, скажем, в том же Челябинске о белорусском балете до вашего приезда?
— Предполагаю, что ничего. Однако сейчас ситуация изменилась. Я вижу это даже по своим соцсетям, насколько выросло количество подписчиков из тех городов, в которых мы побывали. Мы достойно представили два балета на музыку Петра Чайковского: «Лебединое озеро» и «Анну Каренину».
— Театр заработал на этих гастролях?
— Предположу, что нет. Это скорее имиджевая история, вопрос важности — говорить о Беларуси, рассказывать миру о нашем театре. Благодаря таким постановкам, как «Анна Каренина», мы имеем возможность конкурировать и заявлять о себе.
— Также в этом сезоне обе труппы белорусского Большого — оперы и балета — впервые за долгое время выступили на сцене Большого театра России...
— Руководство театра долго принимало решение, что именно представить из репертуара. Остановились на классике, проверенной временем, — балете «Щелкунчик» Петра Чайковского в постановке Валентина Елизарьева, на спектаклях которого воспитано не одно поколение зрителей белорусского Большого. На постсоветском пространстве осталось три театра, которые имеют в названии этот бренд — Большой. Меня, кстати, задевает, когда говорят — минский театр. Я всегда поправляю — Большой театр Беларуси. Для меня это важно. А что касается гастролей в Москве, они прошли прекрасно, с невероятным приемом публики. В следующий раз хотелось бы еще привезти в Москву балет национальной тематики.
В мире есть всего два театра, которые имеют в своем названии бренд Большой, — в Москве и наш в Минске. Для меня это важно— По планам в начале декабря вы должны представить свой первый спектакль в качестве балетмейстера на сцене белорусского Большого. На каком этапе сейчас ваши «Иллюзии любви»?
— Прошли два совета: художественный и технический. Часть музыки написал белорусский композитор Леонид Ширин, также будут использованы музыкальные фрагменты Фредерика Шопена и Дмитрия Шостаковича. Удивительным образом сложились три «Ш»: Шопен, Шостакович, Ширин. Леонид вошел в реальность этого спектакля и стал его связующим звеном. Что по форме? Это будет иллюзия. Больше пока ничего не скажу.
Большой театр Беларуси завершил юбилейный сезон премьерным «Дон Кихотом».
— Вы приняли в труппу много молодежи, в том числе выпускников российских учебных заведений. Прошел год. Довольны итогами?
— На конец прошлого сезона, когда я только пришел в театр, были свободны 39 ставок. Сейчас у нас 12 вакансий. Даже притом что сезон завершается, интерес к театру не ослабевает. К нам по-прежнему едут на просмотры молодые артисты, представители разных балетных школ.
— Все те новички, которые не являются гражданами Беларуси, рассматривают белорусский Большой больше как перевалочный пункт или все же намерены остаться в Минске?
— Миграция артистов — естественный процесс. Многие продлевают контракты не на год, а и с увеличением срока, используя возможности, предлагаемые Большим и инициируемые мною. Двое из артистов труппы получили предложение поучаствовать в новом сезоне «Большой оперы» на телеканале «Россия — Культура». Анастасия Волошко и Дмитрий Укусников — представители российской балетной школы, но выступают от имени белорусского Большого театра. Съемки назначены на июль.
— Также в июле, насколько знаю, вы дебютируете на «Славянском базаре в Витебске»?
— Все верно, делаю небольшой хореографический фрагмент для церемонии открытия. Я из тех, кто использует любую возможность для развития. Июль в целом будет очень насыщенным. Лечу на фестиваль в Тайбэй, где буду работать в составе жюри и давать мастер-классы, затем начинается «Большой балет». А 7 августа мы с коллегами из Мариинского театра встретимся в Пушкинских горах почтить память педагога Геннадия Селюцкого.
КСТАТИ
В июле в Беларуси впервые выступит Челябинский государственный театр оперы и балета им. М. Глинки. Коллектив представит премьеры последних сезонов: балет «Корсар» (5 и 6 июля) и оперу «Бал-маскарад» (8 и 9 июля). Кроме того, с 11 по 16 июля в Большом театре Беларуси пройдут гастроли Государственного академического театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Зрителей ждут три спектакля: «Золушка» Сергея Прокофьева, «Коппелия» Лео Делиба и «Дама с камелиями» на музыку Джузеппе Верди.
leonovich@sb.by