Уроженец агрогородка Одельск Гродненского района Марьян Скромблевич — личность уникальная. За способность играть одновременно на десятках музыкальных инструментов его называют человек-оркестр. И это не единственный его талант — мастер владеет редким искусством изготовления этих самых народных духовых и ударных инструментов. Их уникальную коллекцию, занесенную, кстати, в Список нематериального культурного наследия Беларуси, Марьян Антонович подарил своей малой родине.
«Музыка мне досталась с генами»
Агрогородок Одельск называют «гродненской камчаткой», хотя от областного центра сюда всего час езды. Однако уже в километре от местечка — граница с Польшей. Слывет Одельск своей ухоженностью и самобытностью, за что и взял недавно победу в республиканском конкурсе «Город культуры». Местечко издревле считалось именитым: основанное в XV веке, спустя три столетия получило Магдебургское право. Здесь даже есть свои герб и флаг — на синем щите изображен святой Антоний, настолько почитаемый местными жителями, что в день его памяти проводят и праздник деревни. Достопримечательность — костел XVIII века, возведенный, по легенде, без единого гвоздя, да так мастерски, что не требует ремонта до сих пор. Но главным достоянием одельчане считают земляков и в первом ряду знаменитостей ставят главу Римско-католической церкви в Беларуси архиепископа Тадеуша Кондрусевича и мастера Скромблевича. К Марьяну Антоновичу мы и едем.
В тишине родительского дома 79-летний мастер черпает вдохновение. Несмотря на городскую прописку, он здесь проводит большую часть времени, создал мастерскую. В родной хате, восстановленной отцом после поджога немцами в 1941-м, сын почти все сохранил, даже сотканные мамой дорожки. Отец с матерью, как живые, смотрят с портретов. Если бы могли видеть своего Марьяна, гордились бы: надежды их и чаяния исполнил.
— Музыка мне досталась с генами: в руках прадеда скрипка пела так, что удивлялась вся округа, отец был ловким гармонистом, а дядя — органистом. Я с детства мечтал о баяне, а играл на всем, что под руку попадало и могло звучать, — рассказывает мастер.
Природа одарила одельского мальчишку щедро. Еще не зная нотной грамоты, он мог подобрать любую мелодию на слух. А будучи школьником, отреставрировал 90-летнюю скрипку: казалось, ничто уже раритет не оживит, а Марьян взял и сделал. Родители понимали, что талантливому сыну надо учиться. Теорию музыки он постиг в Московском пединституте имени Крупской, а на заветном баяне профессионально научился играть, пройдя специальные курсы при Гродненском областном Доме народного творчества. Еще в период учебы создал клуб любителей музыки и песни в Гродненском автопарке. Тот хор автомобилистов был чрезвычайно популярен, на бис принимали сольные номера Марьяна Скромблевича. Он виртуозно исполнял произведения не только белорусских авторов, но и польских, украинских, а также личные. Самобытного Скромблевича-музыканта заметили на республиканском фестивале «Беларусь — моя песня», лауреатом которого он в свое время стал.
Рыба-гусенок
А в творческой душе музыка крепла, росло желание самому сделать такие инструменты, которые бы передавали всю гармонию звуков. Тот чудодейственный момент, когда обычная кора дерева в руках начинает петь, Марьян Антонович пронес через всю жизнь:
— Сперва научился делать дудки, до сих пор к ним отношусь с особым почтением, несмотря на то что в моей коллекции более 100 музыкальных инструментов.
Лишь малая часть коллекции мастера.
…Трещотки, клещотки, свирели, волынки – глаза разбегаются от богатства, собранного в музейной комнате народных инструментов мастера Скромблевича, открытой при Одельском центре культуры и народного творчества. Взять хотя бы дудку из янтарного дерева, которому уже больше 300 лет, или уникальный охотничий рог, созданный в честь 200-летия со дня рождения Адама Мицкевича.
Кстати, кроме белорусских национальных инструментов появился из-под рук самобытного мастера своеобразный — окарина (в переводе с итальянского — «гусенок»). Этот инструмент напоминает по форме рыбу. Традиционно его изготавливали из глины, фарфора, а мастер Скромблевич рискнул сделать из дерева. И окарина зазвучала. Оригинальный деревянный инструмент признали специалисты в Европе. Марьян Антонович создал даже музыкальную семью окарин, каждая из которых имеет свой голос: бас, альт, сопрано, тенор. Примечательно, что для каждого инструмента мастер тщательно подбирает различные породы деревьев.
Слышать деревья
А об уникальных способностях Скромблевича «слышать деревья» уже ходят легенды. Прежде чем выбрать подходящую древесину для очередного инструмента, он готов исходить все леса в округе, иногда искать такую приходится годами. Рождение музыкального инструмента – настоящее таинство. Марьян Антонович рассказывает: после того как нужное дерево найдено, оно сохнет в соломе не один год и только тогда поддается мастеру. Важны все детали, даже то, в какую пору года срезано дерево. Если весной – оно наполнено соками, поэтому инструменты будут звучать плаксиво. А осенью, когда все соки приняла матушка-земля, звучание получается высокое. Скромблевич признался, что отдает предпочтение инструментам, способным озвучить радость жизни:
— Есть в году считанные дни, когда деревья звучат «особым голосом», который мастер может передать музыкальному инструменту. А вот эти дудочки изготовлены из камыша, в поисках которого пришлось исходить не одно болото. Кстати, среди них не найдется двух одинаковых, каждая издает свой неповторимый звук. Послушайте…
— А где же вы взяли бамбук? – интересуюсь экзотическим материалом.
— Уже люди помогают. Как-то один из предпринимателей на рынке меня узнал, разговорились. Я и посетовал на то, что бамбук нужен для инструмента. Так он мне из Индонезии привез. А кедр люди из Сибири в подарок доставили, когда в интернете прочитали о моем увлечении и загорелись коллекцию увидеть, — рассказывает мастер.
Человек-находка
— Марьян Антонович – это наша гордость. Созданный им уникальный музей привлек в наш агрогородок немало туристов со всего света, — замечает заведующая Одельским центром культуры и народного творчества Станислава Сидляревич.
Самобытный мастер стал настоящей находкой для профессиональных и фольклорных коллективов, его инструменты находятся в музеях страны, частных коллекциях в Австрии, Франции, Германии. Член Союза народных мастеров Беларуси, Марьян Скромблевич — почетный гражданин Гродненского района, «Человек года Гродненщины», за личный вклад в развитие народного творчества и возрождение национальных музыкальных традиций его имя занесли в энциклопедию «Белорусский фольклор», а коллекция признана нематериальным культурным наследием страны.
«Музыка мне досталась с генами: в руках прадеда скрипка пела так, что удивлялась вся округа, отец был ловким гармонистом, а дядя — органистом».
Впрочем, за славой, как и за деньгами, Марьян Антонович не гонится – так родители учили. Каждую свободную минуту он проводит в своей дорогой сердцу мастерской. Об одном жалеет — что занялся изготовлением музыкальных инструментов не в молодом уже возрасте. Но, как говорится, всему свое время. Главное, что сбылась его мечта: собрать в родном Одельске такую коллекцию инструментов, которой нигде больше в мире нет.
Фото Леонида ЩЕГЛОВА