Большие майские каникулы на культурном пространстве Беларуси отмечены юбилеем значимого для мировой культурной общественности деятеля — Станислава Монюшко. Со дня рождения родоначальника белорусской и польской национальной оперы исполняется 200 лет. В ЮНЕСКО по этому случаю 2019-й год объявлен годом композитора.
К примеру, только на этой неделе свою лепту в обширную программу проектов Монюшко внес Национальный академический концертный оркестр Беларуси. 9 мая в Новогрудке он провел целую музыкально-просветительскую акцию «Духовное наследие Станислава Монюшко и его соотечественников». Национальную музыку в совершенно неожиданных сочетаниях коллектив под управлением профессора Михаила Финберга предложил на суд зрителя в изобилии. К примеру, произведения Монюшко представлены были на концертах вокального ансамбля и струнного оркестра, эту же тему продолжили в своих выступлениях ансамбли флейтистов и кларнетистов, струнный квартет и творческие дуэты…
Виртуальный проект «Станислав Монюшко. Музыкальный романтик с Минщины» — это вклад Национальной библиотеки Беларуси. Он включает огромный объем информации — библио- и фактографической, изобразительной и аудиовизуальной. В общем, ресурс настолько полный и всеобъемлющий, что, зайдя на его страничку, от изобилия информации я просто потерялась.
Особенного внимания и пиетета заслуживает сохранение памяти про композитора на его малой родине. Деятель белорусской и польской музыкальной культуры родился в фольварке Убель под Смиловичами в 1819 году. Именно белорусская земля взрастила композитора: детские годы он провел у Волмы, среди местных крестьян, чьи мелодичные песни оставили в его душе глубокий след.
В 2017 году в поселке Смиловичи Червенского района открылась музыкальная гостиная Станислава Монюшко, в которой разместилась экспозиция единственного в мире музея композитора, переехавшая сюда из поселка Озерный. Недавно она была обновлена. Первая часть выставки рассказывает о детских и юношеских годах Станислава в Убеле. Вторая — посвящена учебе в Берлинской музыкальной академии, дружбе с Дуниным-Марцинкевичем, созданию первой белорусской оперы «Сялянка» («Идиллия»). Тему эту дополняют иные интересные артефакты — ноты, записи произведений на многочисленных пластинках и кассетах, фотографии постановок опер «Галька» и «Страшный двор» в Беларуси, сценические костюмы Варшавского оперного театра…
Одним словом, очень хорошо, что имя композитора в перечисленных и многих других проектах нарочито выпячивается, подчеркивается его национальная принадлежность и роль в культуре Беларуси. Однако согласитесь, чтобы Монюшко продолжал жить среди современников, его нужно играть и слушать. Вот что важно. Представителей же музыкальной классики — Моцарта, Баха и Бетховена, к примеру — все мы знаем не столько из-за интересных биографий, сколько из-за частоты исполнения их произведений. То бишь внимание нужно придавать как раз сценической жизни произведений национальных авторов.
Раз уж заговорили об опере, позволю себе внести ложку дегтя в бочку меда. За Монюшко одного говорить не стану, давайте взглянем на репертуар Большого театра. Сплошь мировые оперные «хиты». Из белорусского только «Седая легенда» Дмитрия Смольского. Спектакль в афише далеко не каждый месяц. И сама попала на национальную оперу только в марте. Благо к Международному дню театра Большой сделал на билеты на постановку 50-процентную скидку и зал собрался — шушукались театральные контролеры. А мне краснеть хотелось: на свое, белорусское, ходим, но как натужно.
uskova@sb.by