Всего в нем прописано 20 пунктов: по десять для каждой из сторон. Все перечни начинаются с преамбулы. Так, правила для родителей обязывают их формировать у детей гражданственность, патриотизм, воспитывать их на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, уважать честь и достоинство учителей и других участников образовательного процесса. Правила для учащихся предписывают им добросовестно относиться к учебе, общественным поручениям, требованиям учителей и родителей. Закреплены порядок использования смартфонов в школе и необходимость придерживаться делового стиля одежды.
Новый свод отлично дополнит правила внутреннего распорядка, существующие в учреждении образования, уверена директор средней школы № 10 Минска Алла Насевич:
– То, что эти правила появились, замечательно. Камнем преткновения в школах всегда были мобильные телефоны. Теперь же предписано, что учащиеся должны выполнять требования учителей и родителей по использованию устройств связи и видеозаписи, интернета. Еще один важный момент – уважение к педагогам. Мы постоянно говорим об этом своим ученикам, но, уверена, только прописанная на бумаге, закрепленная официально, эта норма обретет вес. Ребенок начнет понимать, что данное правило обязательно и иначе быть может. Вы же не станете оспаривать ПДД, а четко будете следовать им. Так и со сводом школьных правил. В ближайшее время организуем родительские собрания, на которых ознакомим законных представителей с этими постулатами. Для учащихся проведем тематические классные часы. Также планируем разместить в холле баннер, чтобы правила постоянно были на виду.
Светлана Андреева из Минска воспитывает двух школьников – первоклашку и шестиклассника. Она убеждена: новый свод правил позволит свести к минимуму число конфликтов, возникающих между участниками образовательного процесса:
– В образовательном процессе участвуют три стороны: педагоги, родители и учащиеся. Раньше такой кодекс поведения существовал лишь для учителей. Государство предприняло верный шаг, обратив внимание на данный вопрос.
В правилах для родителей Светлана особенно выделяет второй пункт, где сказано, что нужно являться для детей образцом:
– Отчасти он перекликается с девятым пунктом, где говорится, что нужно быть положительным примером для своего ребенка. Это действительно важно. Воспитание начинается с семьи: что папа и мама заложат в ребенка, то он и будет транслировать в обществе. Нельзя требовать от детей того, чего не делаешь сам. Воспитание собственным примером – лучшее, что может дать своему ребенку родитель.
Еще одна важная норма – обеспечить выполнение детьми требований учителей, подмечает Светлана:
– Когда читаешь этот пункт, возникают вопросы: «Каких требований?», «А насколько они обоснованы?». И здесь нужно понимать, что учитель – это работник, который выполняет свои обязанности в рамках законодательного поля. Существуют документы, регламентирующие его деятельность. Родителям, имеющим больше рычагов влияния на детей, следует осознать: есть четкие правила, их нужно придерживаться, независимо от своего отношения к ним.
Как мама подростка, Светлана убеждена, что папам и мамам необходимо постоянно повышать собственную психолого-педагогическую компетентность:
– В нашей школе действует родительский клуб «Жива», на встречах которого разбираются темы по взаимоотношению с детьми. Обычно занятия проводят психолог, социальный педагог. Такое общение очень полезно, поскольку позволяет не оставаться наедине с собственной проблемой и найти выход из ситуации.
Десятиклассник гродненской средней школы № 28 имени В. Д. Соколовского заместитель председателя по ученической палате Молодежного парламента при Гродненском областном Совете депутатов Ярослав Юровский не только сам прочел правила, но и обсудил их вместе с родителями. Единодушно сошлись во мнении, что правило № 1 для учащихся – быть патриотом:
– На фоне происходящих в мире событий мы, молодые белорусы, остаемся патриотами, терпимыми к национальным и религиозным чувствам тех, кто рядом с нами. И так было всегда: на протяжении всей истории существования белорусов как нации мы оставались очень толерантным народом. Это, если хотите, часть нашего генетического кода. В школе формируется личность, и на этом этапе важно заложить в подрастающее поколение любовь к своей Родине, уважение к представителям других наций и вероисповеданий, общечеловеческие ценности.
derzhanovich@sb.by