«Мы с мамой почетные доноры — горжусь этим»
В Городском центре трансфузиологии 40‑летняя минчанка Анна Дадалко — частый гость. Еще бы, на первую донацию решилась в 2012‑м и по сегодняшний день делится плазмой с теми, кто в ней нуждается. Признается, уколов никогда не боялась, да и пример с детства самый что ни на есть впечатляющий: сколько себя помнит, мама, отдавшая жизнь работе с пациентами одной из районных поликлиник, стремилась помогать людям и учила этому в семье.— Поначалу прикидывала, который раз сдаю плазму или тромбоциты, но на нескольких десятках потеряла счет. Конечно, за девять лет можно было бы остановиться, однако каждый раз размышляю: а что, если так же подумают и другие доноры? Устал, занят, нет времени. Я так для себя решила: чем большему количеству людей помогу, тем больше у меня поводов для улыбки. Значит, все не зря.
Анна, как и мама, медсестра. Через ее руки каждый день проходят сотни людей, сотни человеческих судеб, безразличие к которым может обернуться трагедией. Впрочем, так не только в работе. У собеседницы трое детей, и они часто спрашивают, каково это, спасать другие жизни:
— Не считаю себя героем, но объясняю, почему быть донором — равно быть человеком. И знаете, семья мотивирует продолжать дальше. В прошлом году я получила звание «Почетный донор», такой же значок с красной капелькой есть у мамы — и это повод для нашей общей гордости.
«Когда на кону жизнь, ничего ценнее нет»
Медсестра оториноларингологического отделения столичной 4‑й клинической больницы Милана Карпова задумалась о своей первой сдаче плазмы меньше года назад. По долгу службы не раз слышала истории об операциях, где экстренно нужен донорский материал, необходимость в котором стабильно высокая.— Когда на кону жизнь человека, ничего ценнее и значимее быть не может. Пожалуй, это и мотивировало не остановиться на первой донации. Кроме того, как медик знаю: быть донором полезно, ведь после сдачи плазмы организм быстрее генерирует новые клетки и обновляется: эритроциты заменяются в течение 3—4 дней, лейкоциты — трех недель. Опасаться уж точно не стоит.
— А есть ли какая‑то особая диета, — интересуюсь я, — или питание никак не влияет на качество крови и ее компонентов?
— Безусловно, я вот, например, за день‑два до процедуры не употребляю ничего жирного и вредного, а чтобы восстановиться после — больше жидкости, да и сам организм требует.
В идеале донор — это человек, придерживающийся здорового образа жизни, подчеркивает Милана. А еще делится секретом, о котором знают только близкие: последовать ее примеру теперь хочет и сестра Вера, студентка факультета ветеринарной медицины, — на следующую донацию они отправятся вместе. Что ж, ничего необычного, помогать ближнему — это у них в крови.
«Сдаю плазму по привычке»
Когда в конце августа Анастасия Барышева внезапно почувствовала себя плохо и попросила маму вызвать скорую, она и не подозревала, что организм одолел коварный вирус COVID-19. А когда попала в 6-ю клиническую больницу, где тут же диагностировали 75 процентов поражения левого легкого и около 30 – правого, стало ясно: лечение будет долгим. Месяц напряженной борьбы за жизнь 20-летняя девушка провела в стенах госпиталя, и теперь с благодарностью вспоминает заботу врачей с надеждой больше не повторять печального опыта.— Как же пришла идея стать донором? — интересуюсь.
— Cпустя два месяца после выписки мне позвонили из Центра трансфузиологии шестерки с предложением сдать антиковидную плазму для больных коронавирусом. Язык не повернулся ответить нет, ведь и сама прошла этот путь. Удивительно, но уровня антител хватило даже на повторную процедуру через две недели. А пару дней назад, не поверите, сдавала плазму в третий раз, но теперь уже обычную. Получается, действую уже по привычке, - улыбается девушка.
Уберечься от коронавируса не удалось и маме Насти – в конце марта женщина перенесла болезнь на ногах.
— Пока самый стойкий боец – это наша бабуля, — рассуждает начинающий донор. – Живем все вместе и очень надеемся на окончание пандемии, которая унесла тысячи жизней по всему миру. А ведь так хочется, чтобы все были здоровы.
nev@sb.by