Фото Сергея ЛОЗЮКА.
Но давайте спустимся на прекрасную грешную землю, заглянем в жилище полешука. И сегодня, хотя все сильно поменялось, во многих домах в красном углу будут висеть иконы. У кого–то старые, доставшиеся от прадедов, у кого–то поновее. Эти иконы не слишком похожи на те, что висят в столичных храмах, но люди их чтят и любят.
Не так давно в Украине вышла книга, посвященная иконам. Туда вошли образа и с нашего Гомельского Полесья. Неудивительно, ведь когда–то давно все эти земли входили в одно огромное государство — ВКЛ (Великое Княжество Литовское).
Я сижу в мастерской коллекционера и художника Игоря Сурмачевского. На мониторе его компьютера одна картинка сменяет другую, возникают и исчезают лики святых. Богородица, Спас, Воскрешение, Вознесение... А на стенах оригиналы — большие и маленькие иконы, такие же, как висели в домах полешуков. Правда, в мастерской они без рушников и окладов — раздетые, но назвать их досками язык не поворачивается.
«На самом деле это целый пласт искусства, принадлежащий трем, а можно сказать, и четырем народам. Когда я увидел их первый раз, а это было не в музейных залах и хранилищах, то почувствовал и понял, что это совершенно необычное искусство. Такое же, как картины грузина Нико Пиросманишвили, француза Анри Руссо и югослава Ивана Генералича. Мне кажется, что само Полесье предполагало такое своеобразное прочтение Библии», — рассуждает Сурмачевский.
— Послушай, Игорь, когда–то давно мне рассказывал об иконах ветковских староверов Федор Шкляров. Он говорил, что образ писался для того, чтобы проиллюстрировать Библию. Ведь большинство наших далеких предков читать не умели. Икона для верующих заменяла книгу, телевизор, кино... И художнику надо было изобразить библейский сюжет так, чтобы неграмотный землепашец, рыбак, ремесленник мог все увидеть, понять, прочесть.
— Да, именно так! Откуда и где местный богомаз мог увидеть настоящий Иордан, Голгофу, Иерусалим? Поэтому апостол Андрей мог быть изображен с удочкой или таптухой на берегу Припяти. Тут появляется Христос, похожий на жителя соседней деревни, и говорит Андрею, чтобы тот шел за ним. Аналогичная история и со святым Георгием, убивающим копьем змея. Чаще всего страшный змей напоминал сказочного цмока. Такой мог обитать в соседнем непроходимом болоте. Почти все полесские иконы, за редким исключением, очень хорошо ложатся на народный календарь и сказки. И все прекрасные цветы, которых так много на народных иконах, символизируют Рай, а черный фон — не мрак и ужас, а бесконечность, Вселенная.
— Расскажи подробнее о сюжетах.
— Праздничных в полесской иконе почти нет. Люди хотели иметь дома защитников всего того мира, в котором они жили и существовали. Это и хозяйство: кони, дети, жена... Это и крестьянская работа. А знаешь, почему на Полесье так популярна и чтима икона с изображением Божьей Матери Троеручицы? Только не смейся. Полешуки верили, что именно эта икона помогает что–нибудь безнаказанно своровать. Мне позвонили и сообщили, что нашли икону с надписью «Белорусская Богородица». Заинтриговали, привезли Троеручицу. Я начал разбираться, изучать почти обсыпавшуюся надпись. Выяснил, что написана она в монастыре на Брянщине, который стоял в Белом Береге, а икона называется Белобережская.
— Моему деду его отец подарил на свадьбу икону Почаевской Божьей Матери. Что она символизировала?
— Несла мир супругам, защищала семейный очаг. А написана она, возможно, и в самой Почаевской лавре, на территории Украины. Скорее всего, кто–то из твоих предков ходил туда в паломничество и принес образ в деревню на Гомельщину. Такой же популярной была и Ахтырская Богородица. С ней связан удивительный народный ритуал. Понятно, что за год в хате иконы темнели, на них оседала копоть лампадок и свечей. Перед праздником ее бережно мыли. Так вот вода, которой омывали, считалась целебной, помогающей при лихорадке, свирепствовавшей одно время на Полесье. А икона святой Варвары оберегала от неожиданной смерти. Опять же связано с водой и болотом. Варвара защищала детей, берегла их и не давала утонуть. Каждая мать хотела такую иметь в доме. Вот святая Параскева считалась женской иконой, помогающей по хозяйству. Эту святую в народном календаре представляли бедной старухой, которая ходит и смотрит, чтобы хозяйка в праздники не работала. Увидит такую труженицу, перепутает ей всю пряжу так, что женщина и за год разобрать не сможет...
— А какие святые оберегали хозяина?
— Святой Георгий, Фрол и Лавр... И, конечно же, Никола Угодник. Он покровитель бедняков. Даже сегодня говорят, что если тебе уже никто не может помочь, то проси помощи и защиты у святого Николы. Вся жизнь наших предков была связана с иконостасом.
— Когда появились первые полесские иконы?
— Начало XVIII века, а расцвет — середина XIX. Их называют по–разному: народные, униатские, мужицкие, крестьянские. Это не высокое профессиональное искусство, но очень своеобразное и необычное. Раньше к нему относились свысока и достаточно скептично. Так же и к картинам Пиросмани. Но прошло время, и все встало на свои места. Многие коллекционеры поняли их ценность и активно собирают. В некоторых из них, если быть внимательным, можно увидеть отголоски картин великих художников Возрождения: Рафаэля, Тициана, Джотто... Картины ходили в виде гравюр на бумаге, а местные художники их перерисовывали, подгоняя под желания заказчиков и свое разумение святости и красоты.
— Сюжетов много, но в хате обычно три–четыре иконы.
— Нет. Если посмотреть старые фотографии начала прошлого века, то икон в домах полешуков много. Иногда они висят от красного угла сплошным ковром, в два–три ряда. Сегодняшнего минимализма не существовало. Считалось — чем больше, тем лучше.
Многие профессионалы относятся к инситному искусству с пренебрежением, как к чему–то не заслуживающему внимания. Дескать, писали эти иконы самоучки, не получившие профессионального образования. А как же тогда быть с народными песнями, сказками? Ведь и их создатели литературных институтов с консерваториями не заканчивали. Да и много чего можно вспомнить: построенного, сочиненного, нарисованного людьми, не получившими профессионального образования. Их картины, песни, посуда греют и радуют нас до сих пор, ведь в них вложены талант, любовь и вера.