Без мер защиты внутренний рынок заполонит импорт

Свои стены должны помогать

Как-то очень в последнее время беспокоит меня импорт. Какой-то он неубиваемый. Уже и санкциями обложили по самую макушку, платежи не всегда просто проходят зарубежным контрагентам и много других сложностей и рисков обозначилось в международной торговле. Но импорту любые невзгоды нипочем. По товарам на полках в наших магазинах можно детям изучать географию. Из всех уголков мира везут к нам продукцию. Из дружественных стран (что понятно), из нейтральных (объяснимо), из недружественных (весьма странно) и даже из уже почти враждебных по политической риторике (совершенно непонятно). В Беларуси реализуются инновационные программы, производятся новые товары, оригинальные и импортозамещающие. Но почему доля импорта в розничных продажах нынче повыше, чем в досанкционную эпоху глобализации? Да и импортоемкость экономики никак не хочет снижаться. Возможно, перезрела идея, витающая со времен рыночной либерализации, что пора как-то активнее защищать собственных производителей? На иностранные-то рынки даже с эксклюзивом пока прорвешься через все барьеры и препоны — поседеешь. Наши экспортеры знают это великолепно по собственному опыту. Получается парадокс: наши компании из кожи вон лезут, предпринимают усилия, тратят ресурсы для наращивания экспорта, а собственные торговые полки теряют! Вопрос важный, в котором бы не мешало серьезно разобраться.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Разобраться самым волевым образом, но на глубокой исследовательской основе. Ведь в каждой товарной группе своя, как говорится, история вопроса. Далеко не все товарные позиции мы выпускаем и в достаточных объемах, и в необходимом ассортименте. Но дело-то в том, что импорт весьма серьезно присутствует даже в тех сегментах, в которых у нас производственных мощностей предостаточно. Более того, их заполнить удается до нужного уровня с трудом. И делается это чуть ли не исключительно за счет экспорта.

Соглашусь, что белорусские товары присутствуют не во всех ценовых нишах. Чаще всего наш конек — средний ценовой сегмент. Слишком дешевое производство требует колоссальной массовости, которая возможна только в Юго-Восточной Азии с ее бездонным внутренним рынком, который и формирует основной спрос на такую продукцию. И к нам долетают брызги от этих многомиллионных партий товаров. Не всегда получается у нас доминировать и в верхнем ценовом сегменте и лакшери. Где-то, прямо скажем, компетенций не хватает. Где-то — производственной базы. Не всегда достаточна и сила бренда. Но нередко люксовые ниши настолько узкие, что экономически нецелесообразно их закрывать национальным производителям. Поэтому от импорта мы никуда не денемся.

Но беда в том, что все больше позиций забирает иностранная продукция в традиционных для наших производителей сегментах. И ладно бы импорт был качественнее. Наоборот, потребительские свойства, прямо скажем, прихрамывают. Как и эксплуатационные характеристики, долговечность, износостойкость. А цена редко бывает ниже. Зачастую еще и выше. А если и присутствует дисконт — жди подвоха. За красивой упаковкой может скрываться товар экономкласса по всем своим параметрам. Но с ценником, соответствующему среднему сегменту.

Маркетологи в ответ пожмут плечами: мол, конкуренция — многогранный процесс. Нужна и реклама, и продвижение, и многое-многое другое. И сложно с ними не согласиться. Другой вопрос, что нельзя сказать, что эти элементы совершенно не отработаны на наших предприятиях. Ведь удается же им прорваться на экспортные рынки. Отодвинуть не только импорт, но даже местных производителей. Конечно, там получается чаще всего занять небольшую нишу, отгрызть долю в несколько процентов. Не настолько значимый результат, чтобы крупные игроки обратили внимание и занялись серьезным противодействием. Маркетинговые войны никто не отменял. Тем не менее есть же у нас успехи по зарубежным поставкам. По идее в родной Беларуси должны родные стены помогать и торговые полки греть свой товар. Но почему-то не греют. Почему?

Очень бы мне хотелось знать ответ на этот вопрос. Опять же, предполагаю, что по каждой категории товарной будут свои выкладки, причины и следствия. Но в целом, как мне кажется, мы продолжаем политику «открытых дверей», которая давно уже закончилась во многих регионах планеты. По всему миру двери если не захлопываются, то на них уже давно поставили прочные сетки, ячейки которой все время уменьшаются, и через них все сложнее просочиться продукции из внешнего мира. Беларусь же в отношении импорта остается, пожалуй, чуть ли не самой либеральной страной на планете.

Такая концепция была очень перспективной до ковида и санкционных сюжетов. В 2000-х у нас бурно развивалось логистическое направление. И, будем откровенны, если бы не геополитические конфликты, то по своему географическому положению мы, безусловно, могли стать крупнейшим транспортно-логистическим хабом в Евразии. Причем с потенциалом на инвестиционно-производственные проекты с крупнейшими мировыми корпорациями, которым было бы выгодно размещать свои производства (по крайней мере, частично) на перекрестке евразийских дорог. И открытые двери для импорта притягивали в страну потенциальных партнеров. И интерес был. И очень жгучий в конце 2010-х. И обсуждались серьезные проекты. Но сначала ковид поставил их на паузу, а потом украинский конфликт сделал их осуществление туманным. По крайней мере, в обозримом горизонте. Внешний контур изменился до неузнаваемости, а отношение к импорту не поспевает за глобальными событиями. Во всяком случае, на мой взгляд.

Несомненно, у иностранных поставок есть достаточно много бенефициаров. Начиная от импортеров, дистрибьютеров, транспортных компаний, розничной торговли и многих еще других смежных подотраслей. Быструю отдачу (не будем лукавить) импорт приносит и для казны. Прежде всего в части налога на добавленную стоимость. Эти нюансы, конечно, тоже необходимо учитывать. Существуют и различные международные обязательства в части торгового и экономического взаимодействия, которые невозможно и вредно игнорировать стране с открытой экономикой. Тем не менее необходимо, как видится, внедрять инструменты защиты собственного производителя и внутреннего рынка исходя из современных реалий, рисков и угроз, которые ставят перед экономикой объективные события. Делать это элегантно, стараться никого не обидеть и не задеть, проводить политику очень корректно, но настойчиво. Исходя из того тезиса, что для белорусских компаний внутренний рынок является стержнем, на котором держатся предприятия, опираясь на который развивают экспансию на внешнюю дугу. Мне думается, такой должна быть стратегия развития внутреннего рынка. И она должна быть связана с другими элементами экономической безопасности, а не только ориентироваться на насыщение рынка товарами в широком ассортименте. Это тоже очень и очень важный момент, социально чувствительный. Но, как видится, не очень верно игнорировать и развитие собственного производства.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter