Обеспеченность аптечной сети лекарствами всегда была в зоне пристального внимания не только медиков, но и Президента, Правительства. В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, а затем и в ходе недавнего совещания по актуальным вопросам здравоохранения Глава государства акцентировал внимание на необходимости расширения производства отечественных препаратов, обеспечении населения страны востребованными медикаментами. Что сегодня делается в этом направлении? Данной теме был посвящен круглый стол, прошедший в «Рэспубліке». Его участниками стали генеральный директор РУП «Белмедпрепараты» Сергей Казакевич, заместитель генерального директора — заведующий аптечным складом РУП «Белфармация» Артур Арбузов, начальник НПЦ «ХимФармСинтез» Елена Калиниченко.
Выбор есть
Р.: С приходом пандемии коронавируса, а затем и внешнеполитическим давлением со стороны недружественных государств фармрынок Беларуси вынужден был адаптироваться к новым условиям. Не просто выживать, а давать в аптечную, госпитальную сети необходимые лекарственные препараты, создавать новые. Можно сказать, что сегодня население страны обеспечено необходимыми и нет острого дефицита?А. АРБУЗОВ: Глобальная трансформация хозяйствования в фармацевтическом секторе Беларуси началась еще в период пандемии COVID-19. Тогда весь мир столкнулся с локаутами, логистическими трудностями и нарушением фундаментального планирования, которое всегда строилось на основе предсказуемого равновесия спроса и предложения. И в то время сама жизнь заставила нас перейти на повышенные обороты. Мы вынуждены были в очень короткое время подстроиться под новую реальность, чтобы не допустить ухудшения лекарственного обеспечения населения. Надо сказать, что мы с этой задачей справились достойно. При этом, безусловно, есть определенные нюансы и сложности, которые прежде всего связаны с логистикой. Это ограничения по передвижению привычным воздушным сообщением; уход некоторых фармкомпаний с рынка; вопросы, связанные с закрытием пограничных переходов со стороны сопредельных с Беларусью государств; отказ ряда недружественных стран от обслуживания денежных переводов при взаиморасчетах; моменты, связанные со страхованием грузов, направляемых в нашу страну. Все это приводит порой к увеличению сроков и стоимости доставки лекарств в Беларусь. Но в целом нынешняя ситуация в части фармацевтической дистрибуции и лекарственного обеспечения штатная и полностью контролируемая.
Что касается сегодняшней обеспеченности, убежден, что конечный потребитель не испытывает особых сложностей с выбором. Конечно, есть такое понятие, как привычка. Некоторые из нас привыкли пользоваться одним и тем же препаратом одного и того же производителя. Однако некоторые компании из Украины, ряда европейских государств покинули рынок Беларуси. Это заставило нас проявлять намного больше гибкости и усилий на других направлениях. На регулярной основе мы проводим встречи, рабочие поездки, делаем референсы в дружественные нам государства: Российскую Федерацию, страны Персидского залива, Латинской Америки, Азии. Это способствует диверсификации поставок и, соответственно, насыщению рынка импортными лекарственными средствами. Образовавшиеся ниши быстро заполняются. Поэтому в настоящий момент мы видим, что произошла трансформация. Тем не менее в прошлом году впервые по отношению к предыдущему количество зарегистрированных лекарственных препаратов увеличилось. И это позитивная тенденция. Есть из чего выбрать на любой вкус и кошелек.
Р.: То есть исчезнувшие по тем или иным причинам лекарства были замещены аналогами?
А. А.: Определенные компании так или иначе ушли с нашего рынка. Но нельзя сказать, что исчезли какие-то уникальные лекарственные средства. Ведь каждое международное непатентованное наименование препарата имеет множество торговых названий. Соответственно, как только уходит одно из них, тут же заменяется другим (с тем же самым действующим веществом, с теми же показаниями). То есть провалов нет.
Импортные препараты поступают в Беларусь сегодня из самых разных стран. Это связано в том числе с новым подходом к регистрации лекарственных средств, принятом в Беларуси. Вход на рынок стал в некотором смысле проще и быстрее, поэтому этим воспользовались поставщики. Это сыграло позитивную роль по недопущению проседания ассортимента. В последние годы отмечалась тенденция, когда после окончания срока действия регистрационного удостоверения многие компании не продлевали его, потому что отечественный рынок не такой емкий, не такой большой, а сложность процесса регистрации и перерегистрации некоторых останавливала. Сейчас мы рассчитываем, что новая позитивная тенденция по увеличению количества зарегистрированных препаратов в 2023-м будет сохранена.
Белорусские фармпроизводители фактически всю продукцию изготавливают в рамках программы импортозамещения.
Про запас
Р.: Какое количество наименований лекарств сегодня поступает в аптечную сеть страны, как формируются запасы?А. А.: На аптечных складах сегодня находится примерно 6600 наименований медицинских товаров. Около 3400 из них — это лекарственные препараты. Примерно половина из них — белорусского производства. Как видите, выбор есть.
Что касается запасов на складах, у нас сформировалась практика, когда по жизненно необходимым, таргетным средствам остатки находятся в пределах, не превышающих полугодовой потребности. Причем это связано не с дефицитом, а прежде всего с рациональным использованием денежных средств, когда формируются стоки на аптечных складах. По препаратам текущего обращения, в том числе наших производителей, как правило, на складах всегда имеем запас на два-три месяца. Это сделано на случай, если вдруг по каким-то причинам остановится поставка от производителей и поставщиков. У нас будет несколько месяцев, за которые сможем найти вариант с тем, чтобы осуществить поставку необходимых лекарств.
Р.: За что сегодня голосует покупатель?
А. А.: Если разделить запрос на два потока — госпитальный и розничный, в рамках сети «Белфармация» в первом случае девять из десяти упаковок — это препараты отечественного производства. То есть в больницах Беларуси импорт занимает около 10 процентов в натуральном выражении. Что касается аптечного сегмента, две из трех упаковок, проданных населению, — белорусские. Не забывайте, в «Белфармации» официально закреплена поддержка наших производителей. И на практике мы доказываем, что являемся основной их товаропроводящей сетью. А с учетом того, что стоимость импортных лекарственных препаратов, как правило, кратно выше, чем белорусских, покупатели голосуют за отечественные лекарства. Их покупают в 55 процентах случаев (средства нашего производства в стоимостном выражении). В Минске это 45 процентов, что свидетельствует — белорусы отечественным лекарствам доверяют, научились ценить свое.
К слову, появление на рынке достойного белорусского дженерика способно даже повлиять на цену импортного аналога. И такие случаи были. Когда производитель чувствует свою монополию, мы очень ограничены в своем влиянии на него. Но как только появляется конкуренция, как только заходят новые игроки на этот рынок, все вынуждены реагировать. И это, безусловно, здоровая конкуренция. И мы за то, чтобы больше поставщиков предлагало свои товары. Такой случай, например, был с препаратом «Ксарелто». Появление на рынке сразу трех отечественных аналогов фактически на треть снизило цену локальных продуктов, а также процентов на 20 — оригинала.
Что касается аптечного сегмента, две из трех упаковок, проданных населению, — белорусские.
Вся продукция — импортозамещающая
Р.: Какая работа ведется на белорусских фармпредприятиях в части импортозамещения и импортонезависимости?
С. КАЗАКЕВИЧ:
Наши фармпроизводители всю продукцию изготавливают в рамках программы импортозамещения. И, конечно, появление любого белорусского фармпродукта на рынке так или иначе влияет на присутствие импорта. Есть позиции, по которым мы не просто лидируем, а фактически закрываем полностью весь рынок.
Есть позиции, по которым делим рынок с импортными препаратами. Опять же, все зависит от того, что это за продукт.
Министерством здравоохранения ежегодно разрабатывается план импортозамещения по основным товарным группам. Есть определенное задание, которое доводится до фармпредприятий, его реализация отслеживается, и планы успешно выполняются. Говоря об импортозамещении, мы в первую очередь говорим о новых разработках. Один из основных критериев, которые предприятия учитывают, формируя планы разработок, — конечно же, анализ импорта в Беларусь. И когда, в частности, «Белмедпрепараты» рассматривают, что могут взять в разработку, вначале берутся в расчет наиболее импортоемкие и более дорогие позиции, безусловно, из числа не защищенных патентами.
Р.: Как решается вопрос с сырьем для лекарств?
С. К.: В настоящее время для производства лекарственных средств белорусские предприятия еще используют достаточно широкий спектр импортного сырья. Но сложившаяся внешнеполитическая ситуация подталкивает нас к активному поиску новых форм взаимодействия, новых контактов. Мы ищем варианты, альтернативу в дружественных странах. А также совместно с нашими партнерами по другим отраслям проводим работу по созданию импортозамещающих производств в Беларуси.
К слову, мы широко применяем для производства препаратов ампульную продукцию Белорусской стекольной компании, а также закупорочную продукцию ЧУП «ФреБор». Достаточно важный момент: благодаря нашей плотной работе с одной из организаций НАН Беларуси — это Бобруйский завод биотехнологий — впервые полностью освоено производство фармакопейного спирта. Это продукт, который практически каждый фармпроизводитель использует в своей деятельности. Мы проводим работу по лекарствам, растительному сырью, картону. Так, вступила в строй ОАО «Добрушская бумажная фабрика». Мелованный картон активно применяется для производства упаковки для лекарств. И на самом деле это достаточно ощутимый вклад. Сегодня видим по нашей продукции, что импортная составляющая постепенно уменьшается. Например, по «Белмедпрепаратам» доля импортных составляющих — менее 30 процентов. Есть продукты, в которых эта цифра всего 5 процентов.
На аптечных складах сегодня находится около 6600 наименований медицинских товаров.
Планы на будущее
Р.: Над чем «Белмедпрепараты» работают сегодня и каковы планы на завтра?С. К.: В 2023-м у нас в плане освоения — около девяти новых позиций. А на ближайшие годы предусмотрено еще более 20 наименований. Но, принимая во внимание быстро меняющиеся условия, активное развитие российского рынка, мы настраиваемся реагировать на ситуацию максимально оперативно, в том числе соответствующим образом корректировать наши планы.
Сейчас осваиваем еще один тренд. Как известно, разработка даже самого простого дженерика — процесс длительный и недешевый. Чтобы максимально его ускорить, активно прибегаем к трансферу технологий, то есть сотрудничаем с рядом зарубежных компаний, у которых уже есть производство продуктов, нужных нам. Наличие отработанной технологии способствует более быстрому появлению препаратов на рынке. Конечно, регуляторика требует их регистрации, проведения исследований стабильности. Все как для нового продукта. Но тем не менее по срокам это быстрее. Поэтому сегодня у нас есть партнерство с целым рядом компаний в Российской Федерации — это крупные российские игроки, а также с компаниями из Китая, Индии, включая и европейские.
За последние годы мы выпустили на рынок ряд востребованных средств. Один из них, который знают все, — это вакцина «Спутник». Она произведена по полному циклу. Это совершенно новый продукт для нашего рынка. Его выпуск освоен в рамках биотехнологического производства. У нас этот сектор фармпромышленности сейчас только разворачивается. С вакциной «Спутник» открыли производство, которое позволяет выпускать по своей технологической цепочке не только вакцины, но и продукты на основе моноклональных антител. Это то, что сейчас востребовано здравоохранением. Совместно с нашими российскими партнерами мы уже начали такие разработки.
Кроме того, в 2023-м у нас вышел аналог немецкого средства для лечения заболеваний ЖКТ. А также важный и сложный препарат для трансплантологии. И целый ряд других. Рассчитываем в следующем году завершить фармацевтическую разработку препарата «Недопарин», также остро востребованного здравоохранением. Сегодня работаем над расширением инсулинового портфеля «Белмедпрепаратов». Как известно, в Беларуси наше предприятие — единственное по производству инсулинов. Наука не стоит на месте — мы анализируем рынок, изучаем наработки наших коллег. Сейчас активно внедряются аналоговые инсулины. У нас они тоже появляются. И я думаю, что в ближайшие полгода-год наш инсулиновый портфель станет весомее.
Р.: Какова помощь науки?
Е. КАЛИНИЧЕНКО: На базе НАН Беларуси создан фармацевтический кластер, куда вошли четыре структуры. Уникальность кластера в том, что он производит полную цепочку лекарственного препарата — от субстанций до готовых форм. Сегодня он выпускает примерно 125 наименований высокотехнологических лекарств, фармсубстанций, БАДов.
Что касается НПЦ «ХимФармСинтез», только за 2022-й было создано четыре импортозамещающих препарата, с которыми мы успешно вышли не только на белорусский, но и на российский рынок. Сейчас ожидаем регистрации еще пяти уникальных средств. Наше предприятие — не гигант фармпромышленности. Но мы взяли для себя нишу наукоемкого, высокотехнологичного производства.
Цены под контролем
Р.: Что происходит с ценами на лекарства? Как отмечалось, если рост есть, то он минимальный.А. А.: По данным Белстата, за прошлый год индекс потребительских цен составлял 112,83 процента. При этом у группы медикаментов — около 103 процентов, а по лекарственным препаратам — 102. Этому способствовал ряд факторов. В частности, во второй половине 2022-го произошло укрепление белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Кроме того, мы, как государственное предприятие, применяем социально ориентированные подходы при ценообразовании на лекарственные препараты, медицинские изделия. Мы не используем максимальные надбавки, постоянно задействуем систему скидок на наиболее востребованные средства. Но здесь тоже нужно понимать, что в настоящий момент возможности фармдистрибьюторов по ценовому регулированию на пределе. Всегда считалось, что фармацевтическая отрасль, розница — маржинальная сфера. Но сейчас она уже перестала быть таковой. Рентабельность многих отечественных фармпредприятий находится в районе точки безубыточности, чтобы реализовывать ту самую социальную ориентированность не в ущерб хозяйственной деятельности. Поэтому к вопросу ценообразования мы подходим аккуратно и взвешенно, чтобы, с одной стороны, не допустить какого-то необоснованного роста цен, а с другой — чтобы это негативно не отражалось на субъектах хозяйствования.
С. К.: Надо сказать, что в этих непростых условиях белорусские фармпредприятия остаются прибыльными. Вместе с тем стоимость фармацевтического сырья растет, по отдельным позициям — в два-три раза. Дорожает логистика. То есть затратная часть значительно увеличивается. Оставаться прибыльным позволяет грамотная и серьезная работа над всеми статьями затрат. В итоге с апреля 2022-го по апрель 2023 года цены на продукцию государственных фармпроизводителей Беларуси не поднимались. За исключением нескольких позиций, по которым решение о повышении цен принималось комиссией при Правительстве.
В апреле Главой государства подписан Указ № 95, которым возобновлено действие Указа № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства», приостановленного в 2020 году. Предусматривается регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, продаваемые в Беларуси. В рамках его реализации Правительство определит методику и конкретный перечень средств, по которым станет осуществляться регулирование цен. То есть это будут новые подходы к ценообразованию.
В отношении тех позиций, которые сегодня не подвергаются ценовому регулированию, безусловно, мы цены повышаем. Но при этом не только ориентируемся на потребности рынка, но и стремимся просчитать, как это может повлиять на социальную составляющую. Конечно, такие решения принимаются по согласованию с управляющей компанией холдинга «Белфармпром».
Новые подходы
Р.: Сохраняется ли интерес к белорусским лекарствам за пределами страны? В какие страны они поставляются?
С. К.: Традиционно предприятия, которые входят в состав холдинга «Белфармпром», являются экспортерами. «Белмедпрепараты» не исключение. Практически половина продукции предприятия уходит на экспорт. За первое полугодие 2023-го мы поставляли продукцию в 14 стран. Интерес к ней не теряется.
За многие годы работы удалось сформировать положительный имидж нашей продукции — это безусловное качество. При этом уровень цен доступный. Важно отметить, что 80 процентов нашего экспорта — это Российская Федерация. В последнее время мы осваиваем новые направления — страны Африки, Латинской Америки. Продвигаем продукцию в Азию. Вьетнам для нас — достаточно традиционный рынок. Работаем над расширением этого направления.Р.: Недавно в Беларуси была открыта первая государственная интернет-аптека. Насколько это перспективное направление?
А. А.: Как вы знаете, сегодня такой сегмент, как продажа дистанционным способом, — то, к чему люди привыкли. И уже сложно представить себе отсутствие этого канала продаж: от продуктов питания до бытовой техники. Поэтому открытие аптеки онлайн — это реагирование на спрос. В Беларуси в период пандемии коронавируса уже был опыт использования торговли дистанционным способом, чтобы максимально поддержать соблюдение социальной дистанции, снизить излишнюю нагрузку на аптеки. Да, лекарственные препараты — это специфический товар, к которому предъявляются очень высокие требования и по условиям хранения, и по транспортировке, и по защите от фальсификации. Это то, что до поры до времени сдерживало развитие направления. Сейчас к этому вопросу регулятор относится аккуратно и взвешенно. Но все-таки дух времени взял свое, и этот канал открылся. Дистанционным способом пока реализуются только безрецептурные лекарства.
Учитывая наличие электронных рецептов, предполагаем, что со временем перечень лекарственных препаратов, разрешенных для реализации дистанционным способом, расширится. В целом данный канал, как мы наблюдаем по опыту других стран, будет набирать обороты. Здесь мы видим две ключевые задачи: с одной стороны, гарантировать качество, эффективность и безопасность лекарственных средств, с другой — обеспечить оперативность их доставки до конечного потребителя. Но уже на первом этапе мы убедились, что интерес к этой форме розничной реализации есть. Мы будем активно ее продвигать и прилагать максимум усилий, чтобы сделать процесс лекарственного обеспечения еще более эргономичным и удобным для населения. Все регионы уже выразили свою заинтересованность получить лицензию на оказание таких услуг. Так что процесс охватит всю страну, причем в самое ближайшее время.
arteaga@sb.by