Лауреат премии Президента «За духовное возрождение» игуменья Анфиса: «Пока стоят храмы и звонят колокола, мир будет сохранен»
Свято‑Покровский храм в Толочине — архитектурная жемчужина в стиле виленского барокко, возведенная в конце XVI века. Церковь ставят в один ряд с Софийским собором в Полоцке и костелом кармелитов в Глубоком. Игуменье Анфисе, настоятельнице женского монастыря, на территории которого стоит этот уникальный храм, присуждена премия Президента «За духовное возрождение».
Начало начал
За последнее десятилетие женский монастырь кардинально изменился: возродился и даже помолодел. Во многом благодаря стараниям матушки Анфисы (в миру Антонины Стаховны Любчак). Она росла в глубоко верующей семье. Регулярно ходила в церковь. Хотя в те годы это было непросто. И при этом росла современной девочкой. Занималась в кружке народных танцев, пела, писала стихи…Получив диплом инженера‑строителя, окрыленная патриотическим порывом, уехала обустраивать Север. Но строить не БАМ, а православные храмы. Сильно заболев, во время клинической смерти увидела врата монастыря… По наставлению своего духовного отца, прозорливого старца Николая Гурьянова с острова Залит, приняла постриг. А поскольку это пришлось на 9 августа, на день святой игуменьи Анфисы и ее 90 сестер, то и имя получила соответствующее. Ни секунду не колеблясь, трижды (как и подобает) подняла и отдала при постриге ножницы владыке. Отказалась от светской перспективы ради служения Богу.
— Монашество — особый вид служения, — объясняет матушка. — Это призвание. Это вера, которую надо принять всем сердцем. Кто‑то растит детей, кто‑то возделывает хлеб, а кто‑то молится за весь мир. Среди наших прихожан — мальчишечка, которому нет еще и двух лет. Пока не поцелует все иконы, из храма не уходит. По‑детски неуклюже молится и крестится, заставляя и маму стать на колени. Это откуда? Божья воля.
Непростое послушание
Пробыв на Севере более 18 лет, в 2011 году получила новое (как поначалу планировалось — временное) послушание — возрождать монастырь в Беларуси. Уезжать не хотелось: к Господу отошла тяжелобольная мама. Но прозорливый старец сказал: «Это твоя воля, а есть еще воля Божья. Иди и думай». Когда приехала к духовнику вновь, то назвала несколько монастырей в России и Украине. Но он ответил: «Украина и Россия — золотые, Беларусь — родная. Тебе надо только в Беларусь. Станет и тебе родной». Так и случилось.Приехав в Минск, матушка зашла в экзархат. На стенах были фотографии монастырей. Свято‑Покровского среди них не было. Показывать, увы, на тот момент действительно было нечего.
Запустение и разруха… Простреленные еще в войну кресты и колокола. Роспись осыпалась, словно была написана зубным порошком. Крошился старинный кирпич. На башнях храма росли березы, а монахини спали в пуховых платках. В храме температура не поднималась выше плюс 2 градусов, в сестринском корпусе — не выше плюс 5 — 7. Во время обследования подвала, когда сняли штукатурку, увидели, что кирпич отслаивается от фундамента. Храм надо было срочно спасать, а средств никаких…Чтобы больше узнать о значимости обители, матушка начала собирать о ней информацию.
— 11 месяцев ушло на работу в архивах Москвы, Санкт‑Петербурга, Минска, Могилева, Орши, Витебска, НАН Беларуси, — вспоминает игуменья Анфиса. — В Питере случайно нашла статью о ремонте Покровского храма. Оказалось, что это наш, Толочинский. И там говорилось, что построили его в 1604 году. Строительство же началось в 1585‑м.
Придя за помощью в Министерство культуры, на приеме матушка заплакала: так хотелось спасти старинный храм и весь комплекс. Доводы и аргументы были услышаны, и в 2013 году Свято‑Покровский монастырь был включен в республиканскую и областную инвестиционные программы по реконструкции с реставрацией. Подключились к восстановлению комплекса прихожане и меценаты.
От Сапеги до Наполеона
Более чем за четыре столетия Толочинская обитель повидала многое. В 1604 году на месте православной церкви была построена новая каменная в стиле ренессанса: «…внутри высокая, просторная и благолепная». Финансировал работы канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега. И молились в ней православные до 1726 года. Затем здесь был униатский костел. А в начале XIX века, в 1834 году, он был упразднен и вновь освящен как православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.Пережил монастырь и нашествие французов. В ночь с 22 на 23 ноября 1812 года в нем, в сестринском корпусе, Наполеон Бонапарт провел заседание штаба. Ошеломленный новостью, что мост через Березину под Борисовом разрушен, он приказал сжечь военные архивы и эмблемы (орлецы) корпусов армии, впервые признав свое поражение…
При отступлении французы сожгли Толочин, а монастырь полностью разграбили, вывезли в неизвестном направлении церковные реликвии. После этого разорения обитель так и не смогла восстановить свое былое благолепие.
Наполеон, сам того не желая, сохранил жизнь древней святыни. Во время Великой Отечественной немцы снова сожгли Толочин дотла, но церковь — в память об императоре — не тронули.
Время перемен
В 60 — 70‑х годах XIX века монастырь был упразднен, и Свято‑Покровский храм приписан к Свято‑Успенскому женскому монастырю Орши. В начале 1990‑х поговаривали даже о том, чтобы превратить здание в музей, а в подвале открыть кафе и клуб. Но этим планам, к счастью, не суждено было сбыться.В ноябре 1996 года Толочинский райисполком передал Покровской церкви здание бывшего жилого корпуса монастыря базилиан и прилегающие территории.
А 10 октября 2004 года Синод Белорусского экзархата принял судьбоносное решение о возрождении монастыря. Двумя годами позже митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, почтил своим визитом обитель, сказав, что таких величественных храмов в стране — единицы.Постепенно монастырь преображается, становясь центром духовного притяжения. Открыты трапезная и церковная лавка. На монастырском дворе возвели новое многофункциональное здание — православный духовный центр с библиотекой, комнатой для занятий с детьми, конференц‑залом для духовных собраний и домовой церковью Всех Святых. Есть кельи для паломников, двухэтажная воскресная школа и даже собственная пекарня. Отремонтировано двухэтажное старинное (XVIII века) келейное здание для проживания сестер. В пустых нишах на фасаде старинного Покровского храма появилось 14 мозаичных икон, а во дворе разбит райский сад.
Чудны дела Твои, Господи
Когда в 2013 году в алтарной части храма меняли пол, то увидели, что под престолом собирается влага. Оказалось, бьет родник. Игуменья Анфиса считает, что это знак великой святости. Специалисты установили, что вода в источнике лечебная. Ее вывели в купальню в честь святителя Николая Чудотворца, где можно окунуться и с верою получить исцеление, и в часовню‑криницу в честь архистратига Михаила, где можно испить воды из источника. Также целебную воду можно набрать и в часовне‑храме в честь священномученика Харалампия (афонского типа), которому молятся об избавлении от пандемии.Главная святыня Покровского храма — икона Божией Матери Белыничская. Уникальная копия старинной иконы — самый близкий к тому первому чудотворному образу список.Икона эта была выносной: с ней ходили крестным ходом… После 1917 года прихожане ее спрятали на колокольне. Когда через много лет эту икону внесли в храм, она была совершенно темной: лик Богородицы едва проглядывал. А когда начали восстанавливать монастырь, образ сам стал светлеть и обновляться.
Мольба о мире
Сегодня игуменья Анфиса с улыбкой вспоминает, как боялась ехать к нам. Оказалось, белорусский народ удивительный — трудолюбивый, добрый, открытый, доверчивый.— Чтобы убрать зло в мире, нужен мир и милосердие в душе. Не только к ближнему, но и ко всему, что создал Господь. Это и есть самое большое правило, по которому должен жить каждый человек на земле. Этому учит и православная церковь. Надо сохранять сердце чистым, делать добро и нести любовь. Это и есть самое большое счастье! Пока стоят храмы и звонят колокола, мир будет сохранен.