Как обеспечить экономическую безопасность

Стресс-тест пройден

Народное хозяйство нашей страны, несмотря на санкции, показало свою стрессоустойчивость.  Ожидается, что по результатам полугодия  экономика выйдет на восстановление  и рост. Об этом беседа с доктором  физико-математических наук,  заслуженным деятелем науки  Республики Беларусь, профессором  кафедры аналитической экономики  и эконометрики БГУ Михаилом Ковалевым.

Попытка дестабилизации Западу не удалась

— Как обеспечивается экономическая безопасность в период действия санкций, а также с учетом тех положений, которые закреплены в новой редакции Концепции национальной безопасности Беларуси?

— Концепция национальной безопасности — современный, открытый и поэтому ясный для широкой аудитории, в том числе для зарубежных масс, документ. Он определяет интересы нашей страны, описывает возможные в отношении нее внутренние и внешние угрозы, намечает направления защиты от них.

Из-за внешних угроз в Концепции указано такое важное направление, как высокая импортоемкость, и она реализовалась в виде санкционных ограничений на поставку в Беларусь многих материалов и комплектующих. Я полагаю, что Концепция дополнялась закрытыми документами в виде дорожных карт реагирования на реализованные угрозы. Если же их еще не составили, то интуитивно органы власти действовали достаточно эффективно. Однако, имея дорожные карты, эти действия были бы более быстрыми и энергичными. Тем не менее найдены китайские аналоги большинства недостающих комплектующих и, главное, налажено собственное импортозамещающее производство: для себя и России. И стало ясно, что при всей пользе международного сотрудничества в производстве нужно быть технологически независимыми.

Попытка дестабилизации национальной денежно-кредитной системы (из-за рестрикций) в отношении ведущих белорусских банков тоже не удалась. Хотя, безусловно, создала для них трудности с расчетами в долларах и евро. Поэтому Беларусь не смогла выплачивать дивиденды по суверенным облигациям гражданам из недружественных государств в валюте, предложив сделать это в рублях. Это не дефолт, и владельцы белорусских облигаций могут подавать в суд на собственные банки, отказавшиеся обслуживать белорусские валютные счета. Также стало ясно, что нельзя полагаться только на зарубежные карточные платежные системы, когда мы даже в столичном метро оплачивали проезд карточкой Visa. В результате национальная система «Белкарт» получила новый импульс к развитию, что можно было сделать гораздо раньше.

— Несмотря на то что санкции Запада оказали непосредственное влияние на четверть экономики страны, затрагивая и другие отрасли реального сектора, Правительство обеспечило устойчивую работу народного хозяйства, и в этом году есть сдвиги по росту ВВП. Можете их охарактеризовать?

— Позитивные перемены по росту ВВП наметились к концу 2022-го, когда основные предприятия страны переориентировались на новые рынки и выстроили другую логистику. Тем не менее минувший год мы закончили с минусом: из-за проблем с поставками удобрений, продукции дерево­обработки и нефтепродуктов потеряли 5 миллиардов долларов по экспорту в Украину. Поэтому то, что экспорт не обрушился в 2022-м, — заслуга всей страны. Особых успехов в тяжелейших санкционных условиях отключения газопроводов и нефтепроводов добились отечественные транспортники: сумели перевезти не только товары, но и оказать услуги на сумму почти 4 миллиарда долларов.

Результаты этого года будут выше запланированных. Во-первых, начнет расти ВВП, причем значительно, потому что была низкая база 2022-го, и его будет двигать экспорт, который следует приближать к рекорду 2012 года в 52 миллиарда долларов. Обнадеживает также, что обрабатывающая промышленнось страны за четыре месяца 2023-го выросла на 3,1 %, сельское хозяйство — на 3,7 %. Пока 86 % ВВП идет на потребление, в последующие месяцы надо большую долю валового внутреннего продукта направить не на проедание, а на вложения в будущее. Вместе с тем уже стали поступать значительные российские инвестиции в совместные импортозамещающие проекты, а еще пойдут кооперационные проекты ЕАЭС в сфере электроники.

Выход на новые рынки

— Потери на рынках стран Запада и Украины в минувшем году были более чем на 80 % компенсированы поставками в дружественные страны. Скажите, за счет каких мер и ресурсов Беларусь в дальнейшем может наращивать экспорт различных товарных групп на мировой рынок?

— Ясно, что санкции — это надолго. Экспортерам надо забыть про европейские рынки и осваивать более богатые (правда, сложнее устроенные) азиатские, арабские и другие направления. Мы надолго, если не навсегда, входим в огромную зону влияния Китая. Однако только в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» 149 стран, причем с такими емкими и быстрорастущими рынками, как БРИКС, ШОС, АСЕАН, Организация исламских государств. Найти покупателей белорусской продукции несложно, труднее ее доставить. Придется осваивать и транспортный коридор Север — Запад через Иран, и Северный морской путь. Но главное, быстрее создавать единое цифровое транспортное пространство ЕАЭС, получив недискриминационный доступ в порты России, и на выгодных условиях (с высокими приоритетами) пользоваться Российской железной дорогой. Наши грузы в России, как и российские, должны иметь одинаковый статус — статус грузов Союзного государства.

Большинство расчетов в ЕАЭС — в национальных валютах

— Недавно в России с участием нашего Президента завершился II Евразийский экономический форум, где подводились итоги работы экономики стран ЕАЭС, а также рассматривались предложения и пути улучшения качества деятельности интеграционного объединения на перспективу. Что нужно сделать государствам-членам «пятерки» для достижения этих целей и какие меры предпринять?

— Евразийский форум и саммит глав государств ЕАЭС дали импульс назревшим в союзе проблемам, решение которых будет ускорено. Важнейшая из них — эффективный переход на взаиморасчеты в национальных валютах. Сегодня 80 % контрактов уже реализуется без использования доллара или евро, наметилась тенденция заменить их российским рублем. Для Беларуси это то же самое, что и доллар: сначала рубли надо заработать за счет экспорта, а потом заморозить их в расчетной системе. Нужен также евразийский валютно-расчетный центр в Казахстане, который, получив белорусские рубли за армянские абрикосы, в режиме реального времени конвертирует их в драхмы и зачислит на счет поставщика. В дальнейшем такая система может быть распространена на страны БРИКС и ШОС. Нужны реальные расчеты в национальных валютах, когда и покупатель, и продавец работают только со своими денежными единицами, а валютой контракта может быть и твердая валюта, но с оговоркой расчета в нацвалютах по курсу на день оплаты.

В ТЕМУ

Анатолий НАСЕНЯ, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

— В целом показатели нашей экономики отражены Белстатом. Это говорит о том, что национальная экономика эффективно справилась с теми санкционными трудностями, которые были. На сегодняшний день белорусское народное хозяйство уже восстановилось и должно показывать динамичный рост. Для этого сделано действительно много. В том числе налаживание новых инвестиционных связей с регионами России. Это важно с точки зрения совместной работы, обмена опытом, создания совместных предприятий. Мы не боимся санкционных ударов Запада: удержана инфляция, обеспечен рост производства, расширена линейка выпускаемой продукции. Дифференцированы как производство, так и рынки поставок критического импорта. Главное, что на выходе есть реальные доходы населения. Это социальная стабильность, спокойствие нашего населения и возможность финансирования расходов на оборону и защиту нашей Родины. Сегодня это имеет огромное значение.

Кроме того, Беларусь смогла перенаправить свои товары с европейского и рынка Украины, который для нас сегодня практически закрыт. Достаточно большие товарные потоки пошли (с учетом новой логистики) в дружественные нам страны Африки и Азии. При этом Правительство приняло беспрецедентные меры поддержки экономики: отечественный бизнес получил помощь на 12 миллиардов рублей. Эта подушка безопасности позволила успешно среагировать в санкционных условиях. К сожалению, инвестиционные возможности, которые у нас имеются, используются не в полной мере: пробуксовывают механизмы государственно-частного партнерства, хотя есть соответствующий законопроект и созданы все условия для вложений (за четыре месяца текущего года инвестиции составили лишь 14 % от ВВП). Кроме того, Правительство стремится привлечь дополнительные зарубежные инвестиции в нашу страну — из России, Китая и других дружественных государств.

savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter