На канале Россия заканчивается сериал «Поиски улик». Главный герой — скромный ботаник в очках в исполнении Даниила Страхова — по крупицам воссоздает картину преступлений. Режиссер Илья Хотиненко надеется, что персонаж Страхова напомнит старшему поколению Алексея Баталова из известного советского фильма «Девять дней одного года». Сам актер вдохновлялся другими героями — князем Мышкиным и Дон Кихотом.
Вроли молодого криминалиста, в прошлом ученого-химика, режиссер Илья Хотиненко изначально видел Даниила Страхова.
— Я в какой-то степени вдохновлялся образом Алексея Баталова из фильма «Девять дней одного года», в котором он сыграл молодого физика-ядерщика. У Страхова чем-то похожий персонаж. Даниил идеально подошел на роль интеллигентного ботаника в очках, — считает Хотиненко.
Как в свое время и Баталову, Страхову тоже сложнее всего было сыпать малопонятными научными терминами в кадре. Да и в целом, прочитав сценарий, актер был не в восторге от своего героя.
— За грамотной речью главного героя ничего, кроме маски умника, в общем-то, не скрывалось, — говорит актер. — Я решил наделить своего Артема качествами персонажей, с которыми он был созвучен: это князь Мышкин Достоевского и Дон Кихот Сервантеса. И сразу стало интереснее работать! Очкарик, с трудом общающийся с внешним миром, он становится мозговым центром расследования ряда преступлений. Раскрывая дело за делом, он меняется сам.
Во время съемок Страхов впервые в жизни сел на мотороллер. Его герой порой превышает скорость, зато всюду приезжает первым, заблаговременно.
— Новый вид транспорта Дане очень понравился, — рассказывает режиссер. — Сначала он осторожничал, а потом гонял на скорости 100 км/ч. Так мы придумали, что у его героя есть чемоданчик с необходимыми рабочими инструментами, который он перевозит на мотороллере. Любопытно получилось! Правда, реквизиторам пришлось помучиться, чтобы закрепить его на заднем сиденье.
Как-то актер стал участником гонки на полюбившемся ему скутере — незапланированно, не по сценарию, буквально рискуя жизнью.
— В одной из сцен Дане нужно было всего лишь развернуться и проехать в нашу сторону, — говорит Хотиненко. — Но в этот самый момент откуда ни возьмись на дорогу выскочил огромный самосвал! Даня от страху поддал газу, а самосвал на дистанции полутора метров от него начал еще и очень громко сигналить, будто это и не машина вовсе, а бешеный пароход. У меня было подозрение, что водитель ненавидит скутеристов по определению. (Смеется.) Даня выжал из мотороллера все, уходя от погони! Все закончилось хеппи-эндом! Киногруппа выбежала на дорогу, показывая нетерпеливому водителю, что здесь снимают кино, так что он перестал сигналить и уехал восвояси.
До этого эпизода актер даже подумывал о том, чтобы в Москве пересесть на скутер, но после случая с грузовиком от этой идеи отказался.
Съемки сериала проходили в Москве и Калининграде. Режиссер видел в качестве натуры европейский город, и бывший Кенигсберг идеально подошел.
— Чаще всего кинематографисты действуют следующим образом: ищут натуру, чтобы было недалеко и недорого, — поясняет Илья Хотиненко. — Мы пошли непопулярным путем: в Калининграде снимать очень дорого, вся группа летела на самолетах, а аппаратуру переправляли с помощью паромов, что привело к дополнительным расходам. Но ради необходимой нам картинки мы сделали это.
Группа работала и в самом Калининграде, и в близлежащем Зеленоградске, и на знаменитой Куршской косе (в привычно холодное Балтийское море окунуться никто за месяц работы не решился). В Зеленоградске поклонницы исполнителя главной роли были настолько активны, что порой тормозили съемочный процесс. Актеру приходилось даже просить администраторов площадки вмешаться.
Все отмечают, что в работе было два огромных плюса — это сотрудничество с Ильей Хотиненко и натурные съемки в Калининграде.
— Илья — умный, думающий режиссер, с которым действительно интересно работать, — рассказывает Евгений Коряковский, сыгравший следователя Седых, недруга главного героя, с которым они не поделили любимую женщину (героиню Александры Урсуляк). — Телефильм психологический, экшен отсутствует, поэтому вдвойне интересно, как воспримут его зрители. Для меня это в первую очередь история о том, как человек меняется под влиянием обстоятельств и демонов внутри себя! Хочется, чтобы был зрительский отклик на эту историю.
Режиссер тоже, ясное дело, надеется на ответную реакцию и ждет оценки своего отца — Владимира Хотиненко.
— Мы с папой не обсуждали в процессе работы мой проект, поэтому интересно, что он скажет, посмотрев фильм! — говорит Илья. — Он всегда начинает с положительных моментов, но потом может последовать и критика по делу. Прислушиваюсь!
«ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»