Варшава пытается разжечь очередной дипломатический скандал в отношении Беларуси

Стена противостояния

Предлогом к нагнетанию обстановки и ее эскалации послужила гибель польского военнослужащего на границе, который скончался от ранения, полученного от рук одного из беженцев, пытавшегося пересечь белорусско-польскую границу. Миграционный кризис у восточных рубежей Евросоюза продолжается несколько лет. За это время власти сопредельной стороны не приняли никаких действенных мер для решения проблемы, прежде всего в порядке двустороннего сотрудничества с Беларусью.


Граница требует перемен

Реакция МИД нашей страны на произошедший инцидент последовала незамедлительно. В министерстве призвали Польшу возобновить полноценное сотрудничество с белорусской стороной в правоохранительной сфере — это конструктивный ответ на полученную ноту от Варшавы. В Минске заверили, что рассмотрят ее с учетом всех обстоятельств, а также выразили искренние соболезнования родным и близким погибшего. Во внешнеполитическом ведомстве Беларуси отметили, что необходимо восстановить пограничные контакты, чтобы впредь избежать подобных трагедий. Начальник управления информации и цифровой дипломатии — пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз отметил:

— Польская сторона несколько лет назад по своей инициативе разорвала взаимодействие с Беларусью в правоохранительной сфере. Прекратила контакты по вопросам правовой помощи, а также диалог по линии пограничных уполномоченных. Все это в одностороннем порядке сделало руководство Польши. Наша же позиция последовательна: мы открыты к взаимоуважительному диалогу. Беларусь готова взаимодействовать и в правоохранительной сфере. Однако это улица с двусторонним движением, потому восстанавливать такое взаимодействие можно только в полном объеме. Подобные публичные ноты — это не способ системно решать проблемы, а лишь излишняя политизация конкретного вопроса, попытка оправдаться перед собственной общественностью и переложить ответственность.

За прекращение трагедий на общей границе, которая должна быть местом цивилизованного сотрудничества в духе прав человека, независимо от его расовой принадлежности, выступает и Госпогранкомитет Беларуси. Там отрицательно относятся к любым проявлениям агрессии и насилия в отношении военнослужащих, охраняющих государственную границу. В ведомстве отметили, что сведения о гибели польского военнослужащего изначально были широко растиражированы в польских СМИ и на экстремистских интернет-ресурсах, но в адрес Госпогранкомитета конкретной информации о произошедшем не поступило. Польские пограничные заграждения оборудованы камерами видеонаблюдения, однако видеосвидетельств инцидента сопредельная сторона не предоставила. Официальный представитель Госпогранкомитета Антон Бычковский подчеркивает:

— В настоящее время мы видим, как информация относительно гибели польского военнослужащего на границе с Беларусью становится предлогом информационного нагнетания и эскалации. Польские СМИ связывают трагедию исключительно с действиями беженца, не раскрывая и целенаправленно замалчивая причины, приводящие к подобным инцидентам. Миграционный кризис на границе Евросоюза продолжается почти три года, и власти сопредельной стороны за это время не предприняли эффективных мер для решения проблемы, прежде всего в порядке двустороннего сотрудничества с Республикой Беларусь.

Тем не менее, как отметили в Госпогранкомитете, в случае получения сведений об обстоятельствах трагедии белорусская сторона готова провести как одностороннее, так и двустороннее расследование происшествия.

Буферный тупик

Польша ввела с 13 июня так называемую буферную зону на границе с Беларусью, которая действовала на фоне инсценированного Западом миграционного кризиса в 2021—2022 годах. После прошедших осенью парламентских выборов режим был отменен и теперь снова восстановлен в Гайновском и Белостокском районах. В этих зонах нельзя приближаться к границе более чем на 200 метров. Беженцам и так приходилось несладко, а теперь они автоматически попадут туда, где не действуют никакие законы. Более того, польские власти уже прозрачно намекнули, что силовики будут стрелять в них на поражение. И теперь происходят такие инциденты, как недавнее убийство военнослужащего. А сколько среди нелегалов раненых, погибших и самообороняющихся в результате действий польских силовиков — такую статистику Варшава ведет? Об этом умалчивается. Причина всех трагедий в том, что польское правительство просто не хочет говорить о стабилизации обстановки. Более того, новая партия из 250 силовиков прибыла на приграничные рубежи с Беларусью. Это силы контртеррористических операций: кинологи, офицеры полиции и других ведомств. Вице-спикер сейма Кшиштоф Босак заявил, что таких мер недостаточно. Всех прикомандированных к белорусско-польской границе, по его мнению, необходимо обеспечить бронеавтомобилями, а также разрешить применение огнестрельного оружия.

Тем временем и без того несчастных беженцев продолжают избивать, грабить и выталкивать на нашу территорию через калитку в пресловутом заборе на границе — такова рабочая схема польских пограничников. Нередко преступные кадры попадают на камеры, и об этом узнают простые поляки, а также местные правозащитники. Они утверждают, что ежедневно слышат от просителей убежища о применении против них перцовых баллончиков, о том, что их жестоко избивают, пинают ногами, надевают наручники, раздевают догола и выталкивают на белорусскую сторону. 

Милитаристский синдром

Амбиции и желания Варшавы, приводящие к напряженности на белорусско-польской границе, не поспевают за возможностями своей страны. Ведь ее милитаристские аппетиты не знают границ. Чего только стоит план «Восточный щит»: 2,5 миллиарда долларов будет направлено на строительство новых укреплений и ограждений, а также изменение рельефа сухопутной границы. В усиление забора на границе с Беларусью вложат «всего лишь» 375 миллионов долларов. А существующая колючка, убийца диких животных, оказывается, была лишь временным решением. Иными словами, готовьте деньги, назрел очередной распил средств. И чтобы оправдать собственные агрессивные амбиции, продолжается нагнетание обстановки. Замглавы минобороны Польши Цезарий Томчик заявил: на белорусско-польской границе сейчас находится около 6000 солдат и 1500 пограничников и полицейских. Он подчеркивает, что эскалация сегодня находится на самом высоком уровне, и она выше, чем была в самом начале конфликта. 

Беларусь не создает проблем соседям, не собирается ни на кого нападать и проводит миролюбивую политику. Однако увеличение военного контингента и наступательных вооружений у наших границ, а также ускоренная переброска к ним войск НАТО, вынуждают принимать упреждающие меры. Тревожным симптомом выступает и подготовка боевиков на территории сопредельных стран. Они открыто заявляют о намерениях использовать свой опыт для совершения диверсий и терактов в Беларуси, которая продолжает выступать на различных площадках с мирными инициативами.

В ТЕМУ

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— Уже только на польско-белорусском участке границы на счету режима Туска и Дуды сотни загубленных жизней беженцев. Только в Беларусь они перекинули через свой забор более полусотни трупов. А сколько зарыто в польском приграничье, даже страшно подумать. Без суда и следствия, скрывая в 200-метровой зоне правду от собственного общества и международного контроля, солдаты польской армии и пограничники вершат убийства и злодеяния, о которых даже в Гааге никогда не слышали. Оказывается, убивать молодых и пожилых людей, издеваться над женщинами (даже беременными), а также детьми — это право, присвоенное западной цивилизацией. Распиаренный Международный уголовный суд осуществляет не справедливое правосудие, а примитивно обслуживает западную элиту, ее интересы и потому не возбуждается по поводу польских преступлений против человечества, делая вид, что их нет.  


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter