Импортозамещение, кооперация и сбывшаяся мечта Президента. Подробности визита Лукашенко в Иркутскую область

Ставка на высокие технологии

Расстояние между Минском и Иркутском почти 6 тысяч километров. Путь неблизкий, но километры вовсе не помеха для развития и укрепления отношений между нашей страной и этим сибирским регионом. Белорусов здесь очень любят и всегда ждут. Визит Главы государства в Иркутскую область, очевидно, придаст новый импульс сотрудничеству. Иркутяне заинтересованы в поставках белорусской техники, готовы развивать кооперацию по ряду направлений. Тем более что тема импортозамещения сегодня как никогда актуальна для обеих стран. Тут у нас с Иркутском большие планы и перспективы. Александр ­Лукашенко подчеркивает: мы просто обязаны быть «вмонтированы» в производственные цепочки, выгодные всему Союзному государству. Но обо всем по порядку.

Президент Беларуси Александр Лукашенко и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Сбывшаяся мечта ­Президента

Белорусский лидер прилетел в Иркутск из Улан‑Батора, где завершился его государственный визит в Монголию, во второй половине дня 4 июня. Эмоции Главы государства прямо у трапа борта номер один:

— Хорошо тут, как дома. Уникальное место!

— Здесь место силы, — поддержал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.


В тот же день сбылась давняя мечта ­Президента — посетить озеро Байкал. Вместе с Игорем Кобзевым и полномочным представителем ­Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолием Серышевым Глава государства совершил прогулку на корабле вдоль Кругобайкальской железной дороги.


О своем желании посетить уникальные природные места России, в их числе и озеро Байкал, Александр ­Лукашенко говорил неоднократно. А Игорь Кобзев, будучи во Дворце Независимости в Минске в сентябре 2020 года, лично приглашал белорусского лидера в гости.
И Байкал, поверьте, действительно стоит того, чтобы здесь побывать!

«Мы всегда открыты!»: о возможностях Минска и Иркутска

5 июня у ­Президента в Иркутске была насыщенная рабочая программа. И началась она с общения с губернатором Игорем Кобзевым. Встречали белорусского лидера очень тепло и душевно. У здания правительства Иркутской области были не только традиционные хлеб‑соль, но и народные песни. Артисты фольклорного ансамбля Иркутского товарищества белорусской культуры и народного фольклорного ансамбля «Оберег» Иркутского областного Дома народного творчества были искренне рады пообщаться с Главой государства и попросили о совместном фото. Александр ­Лукашенко с удовольствием согласился. ­Президента также приветствовали ветераны войны и труда, мать Героя России Эдуарда Дьяконова, погибшего в СВО. Для каждого у ­Президента нашлись теплые слова.


В ходе официальной встречи Игорь Кобзев проинформировал Александра ­Лукашенко о возможностях региона и его промышленном потенциале. Подробно губернатор остановился на экономике области и рассказал о реализации крупнейших инвестиционных проектов:
— Нам сегодня нужно и необходимо присутствие наших братьев, коллег и партнеров. Мы всегда открыты.
Беларусь и Иркутская область имеют давние и прочные взаимоотношения. Этот российский регион для Беларуси — давний и важный партнер как в торговле, так и в инвестиционной и культурной сферах. В числе других сфер взаимодействия — лесное хозяйство и строительство. Кроме того, для Иркутской области могут представлять интерес белорусское горно‑шахтное оборудование и карьерная техника, грузовые автомобили, пассажирский транспорт.


После встречи с главой региона белорусский лидер пообщался с местными жителями: горожане собрались у крыльца в ожидании ­Президента Беларуси. Как оказалось, у многих из них родственники проживают в нашей стране.

— Приезжайте почаще, — просили иркутяне, делая памятные фотографии с Александром ­Лукашенко.

Фото Telegram-канала «Пул Первого»

Первым делом — самолеты

Следующая точка президентского маршрута — филиал ПАО «Яковлев» — Иркутский авиационный завод (ИАЗ). Это одно из самых современных и высокопроизводительных предприятий авиастроительной отрасли России. Основные его проекты сегодня — истребители типа Су‑30 и учебно‑боевые самолеты Як‑130. Также в настоящее время на предприятии разворачивается серийное производство первого в истории ИАЗ гражданского лайнера МС‑21.


Всего на заводе было выпущено более 8 тысяч летательных аппаратов около 30 типов и модификаций. Самолеты из Иркутска в разные годы поставлялись в 40 стран.
Беларусь является одним из ключевых заказчиков предприятия, эксплуатируя оба типа самолетов, серийно выпускаемых на Иркутском авиационном заводе, — многофункциональные истребители Су‑30СМ и учебно‑боевые самолеты Як‑130.
Кроме того, наша страна может стать одним из первых иностранных эксплуатантов новейшего авиалайнера МС‑21, который в настоящее время проходит программу импортозамещения и готовится к летным испытаниям в российском облике.

И поскольку ИАЗ нацелен на расширение производственной кооперации с авиационными предприятиями Беларуси, тема реализации совместных проектов, например в станкостроении и микроэлектронике, была основной во время визита Главы государства.

На заводе Александр ­Лукашенко ознакомился с этапами производства военной авиационной техники, сборки пассажирского лайнера МС‑21. Руководство предприятия подробно проинформировало Главу государства о выпускаемой продукции и перспективных разработках.


Кстати, здесь Александру ­Лукашенко подарили модель истребителя Су‑30.

— Мой любимый самолет, — заявил ­Президент.

— Самое главное — высокоманевренный, — прокомментировал гендиректор Иркутского авиазавода Александр Вепрев.


Что касается совместного развития авиастроения, ­Президент подчеркивает, что белорусская сторона готова активно включаться во все процессы и сделает все возможное для совместного развития этого направления:
— Мы хотим быть «вмонтированы» в ваши процессы по высоким технологиям: самолетостроение, ракетостроение… Это должно быть наше общее: Беларусь, Россия не должны делить. Как мы часто говорим, это товар Союзного государства. Давайте уравняем в правах белорусские и российские товары, чтобы не было никаких проблем. Тогда и разговоры исчезнут, кто кого поглощает и объединяет. Экономика все поглотит. Мы должны найти здесь (на Иркутском авиационном заводе. — Прим. ред.) кусок высокотехнологичной работы. Вот что от меня надо.

Беларусь в приоритете: когда мы получим российские лайнеры

Иркутский авиационный завод входит в Объединенную авиационную корпорацию (ОАК), которая нацелена на расширение производственной кооперации с авиационными предприятиями Беларуси. Представители корпорации обозначили:
— Развитию сотрудничества в авиастроении большое внимание уделяют руководители обеих стран: приняты межправительственный план и дорожная карта по активизации взаимодействия. Мы нацелены на расширение производственной кооперации с авиационными предприятиями Беларуси. ОАК реализует программу импортозамещения и наращивания темпов производства. В связи с этим развитие сотрудничества с предприятиями Беларуси приобретает более важное значение.
Планируется наладить более тесное взаимодействие с белорусскими производителями, в том числе по наращиванию объема поставок авиационных компонентов, узлов и агрегатов. Также прорабатывается возможность создания площадок на территории Беларуси для ремонта и сервисного обслуживания поставленной в республику российской авиатехники.


Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал белорусским журналистам, что объемы выпуска продукции постоянно растут и это требует дополнительных возможностей производства:

— Мы и до этого сотрудничали с предприятиями Беларуси, неоднократно бывали на заводе в Барановичах (558‑й авиационный ремонтный завод. — Прим. ред.), на Минском заводе гражданской авиации № 407, в Орше (Оршанский авиаремонтный завод. — Прим. ред.). Очень нравятся нам эти заводы, нравятся люди. За все постсоветское время эти производства продолжали работать, сохранили производственную авиационную культуру, поэтому они абсолютно готовы к тому, чтобы расширить сотрудничество.
По словам Юрия Слюсаря, приоритет — именно в гражданской авиации. Российские партнеры готовы ежегодно размещать заказы на наших авиапредприятиях на 3 — 5 миллиардов российских рублей. Технологический и экономический расчет показывает, что все это реализуемо.
— Как сказал Александр Григорьевич, надо проявить волю и реализовать этот проект, пройти точку невозврата. У нас подписаны контракты. Мы уже сотрудничаем: делаем номенклатуру для ряда моделей, надо это масштабировать, — резюмировал гендиректор ОАК.

Что касается перспектив поставок пассажирских самолетов МС‑21 и полностью российских среднемагистральных пассажирских самолетов МС‑21 — 310 для белорусского авиапарка, они, безусловно, тоже есть. Юрий Слюсарь отметил, что из‑за ухода с российского рынка иностранных «Боингов» и «Эмбрайеров» вначале предстоит закрыть потребности российских авиакомпаний, но белорусские партнеры — тоже в приоритете:

— Мы, конечно же, братский народ не оставим без самолетов… Полностью российский самолет (МС‑21 — 310. — Прим. ред.) обеспечивает возможность полной импортной независимости и отсутствие влияния мировых производителей, на чем и куда нам летать.

СПРАВОЧНО

МС‑21 — семейство среднемагистральных пассажирских самолетов, создаваемое предприятиями «Ростеха». МС‑21 — 300 — базовая модификация лайнера вместимостью 160 — 211 мест с двигателями американского производства, совершившая первый испытательный полет в 2017 году. МС‑21 — 310 — импортозамещенная версия МС‑21 — 300 с российскими двигателями ПД‑14. Начало коммерческих поставок лайнеров ожидается в 2025 — 2026 годах. Первым получателем станет группа «Аэрофлот».



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации:

— У ­­Президента была очень насыщенная программа. Фактически все темы, которые были заявлены, стороны обсудили. За последние два года мы очень интенсивно развиваем сотрудничество и вернулись на доковидный уровень. Однако ­­Президент констатировал, что уровень товарооборота необходимо увеличивать в 2 — 3 раза.

Логистика

Рассматривалась возможность открытия в регионе оптово-распределительного логистического хаба белорусских товаров для продажи не только в регионе, но и для экспорта в Китай. Поскольку за регионом закреплен Брестский облисполком, ­­Президент поставил задачу изучить возможность создания здесь Брестского хаба. На примере Бреста в пилотном режиме будем реализовывать этот проект.

Промышленность

Все наши ведущие предприятия продолжают успешно сотрудничать с регионом. БЕЛАЗ планирует в этом году поставить в регион вдвое больше техники. Активно присутствует МАЗ, «Гомсельмаш» подписал пятилетнюю программу на поставку комбайнов. Сейчас также начнутся первые поставки техники «Амкодор».

Станкостроение

Представители крупнейших машиностроителей Иркутской области в марте поездили по всей Беларуси. Наша задача, которую сегодня подтвердил ­­Президент, на примере конкретных региональных отраслей и крупных инвестпроектов загрузить станкостроителей на первом этапе до 2030 года и далее — до 2040 года.

Авиастроение

За год сделано немало. Два предприятия активно сотрудничают с Иркутским авиационным заводом, по деталям и компонентам имеются хорошие первичные программы. ­­Президент потребовал подключить к этому процессу «Горизонт» и «Интеграл» — по микро- и радиоэлектронике.

АПК

Две базовые темы, которые обсуждались на уровне ­­Президента, — семеноводство (регион планирует серьезно увеличить долю элитных семян) и молочное животноводство (увеличить поголовье молочных коров). Белорусские компании уже работают по поставке оборудования и проектированию молочно-товарных комплексов. Обсуждались поставки ветпрепаратов, аминокислот и премиксов из Беларуси.

ЖКХ

Наши производители участвуют в четырех пилотных проектах в области. Есть планы построить четыре завода по переработке твердых коммунальных отходов, где мы также готовы принять участие. Активно участвуем в программе замены лифтов в Иркутске.


Иркутск — Минск.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter