Системы и инструменты
Всевидящие очи камер, которые подмечают и превышение скорости, и отсутствие техосмотра, и прочие нарушения, датчики, фиксирующие дорожную обстановку, мониторы, предупреждающие водителей, например, о заторе впереди и возможных путях объезда… Фантастика, скажете вы? Отнюдь! Это наше будущее, причем не такое уж и далекое.Согласно постановлению Правительства № 724 от 25 октября 2022 года на автодорогах страны появятся интеллектуальные транспортные системы. Насколько они необходимы и не слишком ли затратно их внедрение, а главное, что они дадут автомобилистам?
— Сразу стоит подчеркнуть, что интеллектуальные транспортные системы (ИТС) вовсе не являются для Беларуси чем-то новым. Они внедрялись постепенно с развитием и усложнением всей дорожно-транспортной инфраструктуры нашей страны, — заверяет Григорий Глазко, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог — начальник управления эксплуатации и финансирования автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций. — Еще с начала 2000‑х на дорогах республики появлялись различные системы автоматизации, которые позволяли заменить ручной труд по сбору, обработке, анализу и распространению информации о текущей и планируемой ситуации на дорогах, автоматизировать взаимодействие дорожных и специальных служб при управлении дорожным движением, обслуживании дорожной инфраструктуры и прочее.
Фактически ИТС — это те инструменты и системы, которые позволяют повысить эффективность эксплуатации транспортной сети, автоматизировать процессы с использованием информационных, коммуникационных и управленческих технологий без физического расширения дорожной инфраструктуры. При этом внедрение ИТС соответствует общей тенденции цифровизации и цифровой трансформации экономики нашей страны.
Среди основных задач, которые будут выполнять интеллектуальные транспортные системы на автодорогах и улицах населенных пунктов, — мониторинг дорожного движения и его организация, информирование участников дорожного движения и других заинтересованных лиц, мониторинг транспорта общего пользования, грузового автотранспорта, организация электронной оплаты услуг в транспортной деятельности, управление работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности, включая фиксацию нарушений.
На дорогах страны существуют различные системы автоматизации, однако они нуждаются в координировании.
Координация и единые правила
Григорий Глазко отмечает, что процесс развития интеллектуальных транспортных систем в Беларуси являлся достаточно неравномерным из-за отсутствия единых подходов и координирующих органов. Для решения этой проблемы и было подготовлено постановление Правительства № 724, главными целями которого являются создание благоприятных условий для более активного и равномерного внедрения ИТС в стране и упорядочивание их развития на улицах населенных пунктов.В документе определены основные задачи, которые могут решаться с применением ИТС, причем часть из них уже выполняется существующими информационными системами.
— Это, например, система метеомониторинга, предназначенная для сбора сведений о метеоусловиях на автодорогах. Ее активно задействуют дорожные службы при формировании маршрутов движения спецтехники во время уборки снега, а также обработки дорожного покрытия противогололедными смесями. Данные системы метеомониторинга напрямую передаются на информационные табло, установленные вдоль республиканских дорог и оповещающие водителей об ухудшении погодных условий — гололеде, сильном ветре, — перечисляет начальник управления эксплуатации и финансирования автомобильных дорог. — Система видеонаблюдения государственного дорожного хозяйства предназначена для оперативного визуального мониторинга дорожной и погодной ситуации на дорогах. К ИТС относятся и система электронного сбора платы за проезд BelToll, единая система фотофиксации нарушений скоростного режима, система против заторов и другие.
Системой метеомониторинга активно пользуются при формировании маршрутов движения спецтехники во время уборки снега.
Постановлением Правительства введено понятие «национальная сеть ИТС» и определена такая организация, как Центр мониторинга дорожного движения (ЦМДД).
— Под национальной сетью ИТС понимается совокупность всех ИТС транспортной и дорожной деятельности, взаимодействующих между собой по единым правилам и развивающихся в соответствии с единым планом. В первую очередь формирование национальной сети ИТС необходимо для упрощения доступа к однотипным сведениям. Например, вашей системе нужна информация об интенсивности на участке дороги, где уже установлен специальный датчик другой действующей ИТС. Чтобы не ставить там еще один датчик и не тратить на это дополнительные финансовые ресурсы, вы сможете получить эти данные из национальной сети ИТС, — объясняет Григорий Глазко.
Основой национальной сети ИТС станет программно-аппаратный комплекс ЦМДД (ПАК ЦМДД), посредством которого будет организовано взаимодействие ИТС в рамках национальной сети. Он позволит вести мониторинг дорожного движения, оперативно информировать пользователей о текущей ситуации, выявлять и подтверждать инциденты на дорогах и другое. Кроме того, центру предстоит отслеживать текущее состояние развития интеллектуальных транспортных систем в Беларуси, актуализировать нормативно-правовую базу под потребности их владельцев и пользователей, формировать условия для создания национальной сети ИТС. ЦМДД будет выступать в качестве экспертной организации в сфере развития ИТС в Беларуси, включая определение приоритетных направлений их развития.
Сейчас выполняются разработка технического задания на ПАК ЦМДД и включение соответствующего мероприятия в Государственную программу «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 — 2025 годы.
Среди основных задач ИТС — контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности, включая фиксацию нарушений.
Существующая в стране информационно-коммуникационная инфраструктура, а также уровень развития информационных технологий в целом отвечают потребностям большинства сервисов ИТС. Например, в качестве сетей связи для ИТС может использоваться как сеть передачи данных государственного дорожного хозяйства, построенная на волоконно-оптических линиях связи, так и сети действующих операторов электросвязи.
Стоит отметить, что элементы ИТС, то есть камеры, датчики, информационные табло, ставят в тех местах, где существует реальная необходимость в решении какой-либо прикладной задачи, при необходимости они одновременно обеспечивают инфраструктуру связи и электропитания.
— Минтранс при строительстве автодорог также предусматривает создание соответствующей инфраструктуры ИТС, что в дальнейшем значительно упростит установку новых элементов ИТС и их интеграцию в существующее программное обеспечение. Уже сейчас на республиканских автомобильных дорогах установлено более 450 видеокамер, 120 дорожно-измерительных станций, 80 автоматизированных пунктов учета интенсивности, 140 информационных табло, — обращает внимание Григорий Глазко.
Для создания благоприятных условий для развития интеллектуальных транспортных систем и их элементов, интенсификации их внедрения постановлением Правительства № 724 определены механизмы создания и развития ИТС, координирующие в сфере развития ИТС органы (Минтранс, МВД и местные исполнительные и распорядительные органы), закреплены обязанности заказчиков планировать создание ИТС и их элементов на автодорогах и улицах населенных пунктов при строительстве.
nevmer@sb.by
Фото SB.BY