Автолавки доезжают даже в те деревни, где проживает один житель.
Ситуация
«Пятнадцать лет живу в деревне, — написала Ирина Кутняк. — С апреля до начала зимы — в Старых Дорогах. Здесь и воздух свежий, и природа прекрасная. Единственный минус — работа автолавки. То машина сломается, то продавец заболеет. Продукты часто привозят некачественные: молоко и хлеб с истекающим сроком годности. До соседнего магазина — четыре километра. Как до него дойти старикам с больными ногами?»Вопрос Ирины Анатольевны мы направили в Минский облисполком. Там пояснили, что замечания к сведению приняли и по фактам, изложенным в обращении, провели мониторинг автомагазина на предмет соблюдения торгового законодательства. Чтобы улучшить работу автолавки, продавцу и водителю разъяснили о соблюдении правил торговли, графика движения автолавки и необходимости работы с покупателями по предварительным заказам на товары, не вошедшие в ассортиментный перечень. Об этом сообщили в редакцию и заявителю.
Спустя некоторое время в газету снова позвонила Ирина Анатольевна и высказала недовольство работой автолавки: прейскуранта нет, ассортимент скудный, да и хлеб, который привозят, с истекающим сроком годности, кисловатый на вкус. Чтобы разобраться в ситуации, корреспонденты «СБ» решили выехать в Старые Дороги.
Под звонкую трель клаксона
В деревне постоянно проживает восемь человек. Все — люди пожилые. Самому старшему жителю — 90 лет. Ирина Анатольевна самая молодая. Ей — 78. У многих дети живут в городе, наведываются только в выходные. Автомагазина старики ждут с нетерпением. В Старые Дороги он по графику заезжает по понедельникам и четвергам.— Васильевна, ты слышала, что автолавка на том конце деревни уже просигналила? — спрашивает по телефону у соседки Ирина Анатольевна. — Подходи скорее, гляди, не опоздай.
Берем два пакета для продуктов, выходим к месту, где должен остановиться магазин на колесах. Пока идем, Ирина Анатольевна вспоминает, какой шумной была деревня во времена ее молодости. Более ста хат. В каждом дворе — смех детворы.
— Здесь я родилась и выросла, — рассказывает она. — Когда получила профессию инженера пищевой промышленности, стала работать по специальности в столовых и ресторанах Минска. Детей вырастила. Вышла на заслуженный отдых и переехала в родительский дом. Здесь хорошо. Лес рядом, воздух свежий. Поздним вечером можно на звезды полюбоваться.
Подходим к лавочке, у которой собрались бабушки. Спрашиваю, нравится ли им обслуживание местной автолавки. Отвечают, что приезду магазина всегда рады. Тамара Васильевна высказывает пожелание — привозить разнообразную хлебобулочную продукцию.
Жители деревни Старые Дороги просят привозить больше наименований хлебобулочной продукции.
На прилавке мы увидели упаковки питьевой воды, йогурты, сырки, колбасу разных сортов. Хлеба на открытой витрине не оказалось. Чтобы узнать, какой привезен, спросили у продавца. Ответила, что в продаже имеется четыре наименования ржаного хлеба Березинского хлебозавода, а еще булки, пряники, печенье. На многих товарах ценников не было. Прейскурант отсутствовал.
— Сколько продавец скажет, столько и платим за товар, — говорит Ирина Анатольевна. — С недавних пор стали выдавать чеки. А то ведь и кассовый аппарат не работал.
Бабушки покупают молоко, кефир, сметану. Средний чек — в пределах пяти рублей.
— Хорошо, что автолавка приезжает, — говорит одна из местных жительниц. — Можно к чаю что-то вкусненькое купить. По поводу кислого хлеба говорили продавцу много раз: закажи другой нам. Но все без толку. Хорошо, что дети из Минска привезут «Троицкий». Могут и доставку продуктов через интернет оформить. Жаль, что мы, старики, сами пока этому не научились.
Жители Старых Дорог после отъезда автомагазина не торопятся расходиться. Рассказывают о домашних хлопотах, строят планы на лето. Предполагают, что, как и прошлым летом, из-за сложной эпидситуации внуки не поедут в оздоровительные лагеря, а прибудут к бабушкам: «Если автолавка сломается, придется за несколько километров в райцентр ехать. Как детвору прокормить?»
Доехать в каждый уголок
По словам заместителя директора Березинского райпо Анжелики Шамко, в первую волну эпидемии автомагазины, обслуживающие малонаселенные деревни и хутора, не сразу отреагировали на увеличение спроса на товары.— Многие жители городов переехали на самоизоляцию в сельскую местность, и количество покупателей возросло, — отметила Анжелика Эдуардовна. — Пожелания покупателей увеличить ассортимент товара учтены. Работа автомагазинов совершенствуется. Если есть недостатки в работе продавца, местные жители сообщают нам. Мы оперативно реагируем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Обслуживание малых сельских населенных пунктов, в том числе через автомагазины, по-прежнему остается основной задачей потребительской кооперации. Об этом рассказала начальник управления торговли Белкоопсоюза Ольга Кунцова:
— Ежегодно востребованность автомагазинов возрастает. Всего в потребительской кооперации функционирует 6 тысяч 654 розничных торговых объекта. Среди них — 584 автомагазина. Ими обслуживаются 15 тысяч населенных пунктов. Из них 14,3 тысячи не имеют стационарную торговую сеть.
Во многих отдаленных населенных пунктах автомагазины потребкооперации — единственная возможность для сельчан приобрести продукты питания и другие необходимые для повседневной жизни товары. Автолавки доезжают даже в те деревни, где проживает один житель.
Наши автолавки — это мини-магазины на колесах, которые оснащены торговым, холодильным, весоизмерительным оборудованием, кассовыми аппаратами, банковскими платежными терминалами. Обеспечивают реализацию от 200 до 300 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Кроме того, осуществляют прием предварительных заказов, в том числе на крупногабаритные товары — бытовую технику, стройматериалы, почвогрунты, товары для дачи, огорода и многое другое — с их последующей доставкой на дом.
kuzmich@sb.by