Дарья Домрачева и Уле-Эйнар Бьорндален будут готовить китайских биатлонистов к Олимпийским играм 2022 года в Пекине. Новость стала неожиданной для многих. Во время чемпионата мира по летнему биатлону, который в августе прошел в «Раубичах», четырехкратная олимпийская чемпионка рассказывала журналистам о том, что их семья раздумывает о проживании в Монако, а на вопрос о том, чем занимается после завершения карьеры, Дарья отвечала: «Мы много путешествуем. Я стараюсь развивать свою линейку одежды, мне это интересно, хочется вывести свое начинание на новый уровень. Думаю, все-таки пройдет еще какое-то время перед тем, как я окончательно пойму, какой род деятельности станет для меня основным. Сейчас я стараюсь двигаться в нескольких направлениях. Полагаю, периодически придется больше концентрироваться на чем-то одном, но планов и идей много». Кажется, с планами на ближайшее время Дарья и ее супруг определились.
- Мы рады сообщить о начале нашего сотрудничества со сборной Китая по биатлону, - написала Домрачева на своей странице в Instagram. - Молодая, амбициозная команда с большим потенциалом для совершенствования и роста. С сегодняшнего дня мы подключаемся к ежедневному тренировочному процессу и будем рады поделиться своим многолетним опытом работы с командой, которая станет хозяином следующих Олимпийских игр. Уле начинает работу в качестве главного тренера команды, я - в качестве тренера женской команды. Мы полны мотивации дать свои лучшие советы спортсменам, коллективу и всем, кто работает вместе с нами на пути достижения хорошего результата. В центре нашего внимания – построение высокопрофессиональной команды, поддержка и помощь каждому спортсмену в реализации собственного потенциала. И конечно, мы рады использовать этот шанс и помочь еще большему развитию нашего любимого вида спорта по всему миру, в странах, где биатлон и все зимние виды спорта имеют огромный потенциал.
Белорусские и норвежские СМИ моментально растиражировали новость. Чего не скажешь о китайских: в ведущих изданиях страны днем никаких упоминаний о начале сотрудничества титулованных биатлонистов с местными спортсменами не было. Эксперт норвежской вещательной корпорации Ула Лунде говорит, что китайцы сейчас прилагают большие усилия, чтобы достойно выступить на домашних Олимпийских играх. Для сборной по биатлону эта задача не будет простой: в прошлом сезоне женская команда в зачете Кубка наций остановилась на 20-м месте, а мужская – на 27-м. Когда еще перед прошлым сезоном федерация Китая озаботилась поиском тренеров, цели обозначили так: повышение уровня спортсменов для попадания на подиумы на этапах Кубка мира, чемпионатов мира и зимних Олимпийских игр. В качестве наставников команд хотели видеть специалистов с опытом работы в международном биатлоне, имеющих навыки общения и способность работать в азиатской культуре… В новом сезоне над решением этих задач будут работать Домрачева и Бьорндален. Ула Лунде прокомментировал назначение NRK:
- Для Норвегии глупо не использовать опыт Бьорндалена. Не знаю, предлагали ли ему варианты сотрудничества. Ошибка в том, что мы не используем навыки, которые есть у хороших тренеров и спортсменов.
Огромный опыт Бьорндалена хотели использовать в Беларуси. Восьмикратному олимпийскому чемпиону предлагали работать тренером. Но после того как он отказался, подобных переговоров больше не было. Могли предоставить работу в Белорусской федерации биатлона и Дарье Домрачевой, говорит заместитель председателя организации Игорь Кузнецов. Но не в должности тренера:
- Для того чтобы работать тренером, нужно соответствующее образование. Дарья при всем богатом опыте спортсменки не тренировала, поэтому разговора о том, чтобы она работала в такой роли, не шло. У нас сегодня нет тренеров, которые не имели бы диплома. Это обязательное требование Министерства спорта и туризма. Но мы, конечно, желаем ей успеха.
Накануне еще один олимпийский чемпион Сочи фристайлист Антон Кушнир сообщил о том, что приступил к работе с командой Казахстана в качестве тренера-консультанта. Кушнир объяснил свое решение так:
- Предложение работать в команде Казахстана было получено в конце прошлого сезона и совпало с тем, что я длительное время каждый год задумывался над завершением своей карьеры. В конце сезона поговорил с тренером команды Беларуси, решил завершить карьеру и принять предложение от Казахстана. Все-таки мы буквально соседи, близкие по многим параметрам страны. Работа в команде Казахстана станет для меня новым испытанием. Ведь для каждого человека смена деятельности, переход на новую ступень даются сложно. Но я готов к новым вызовам.
В деле Антона Кушнира можно было увидеть на недавно прошедшем в Минске открытом чемпионате Беларуси по прыжкам на лыжах в воду – 34-летний белорус на этих соревнованиях уже консультировал казахстанскую команду. Главный тренер нашей национальной сборной Николай Козеко говорит:
- Мы предлагали Антону работать начальником команды, но рассчитывали, что он не примет решения до консилиума врачей, который состоится в декабре. Конечно, когда уходят настолько высококлассные спортсмены, это всегда потеря для нашего спорта. Сейчас в нашей команде нет другого спортсмена такого высокого уровня. Особого опыта работы тренером у Антона нет, но нужно с чего-то начинать. В казахстанской команде есть хорошие спортсмены, материальные условия там лучше, чем мы могли бы предложить… Я все же верю в то, что свое окончательное слово он скажет именно в декабре.
В том, что белорусские спортсмены после завершения карьеры уезжают работать в другие страны, нет ничего нового. Куда чаще за рубеж смотрят тренеры в игровых видах спорта. Тут за примерами далеко ходить не надо: один из самых успешных наших специалистов Виктор Гончаренко обосновался в России, Андрей Скабелка сменил несколько клубов и сейчас работает с «Барысом». Можно назвать еще с десяток опытных кадров, выбравших заграничные клубы. Да и в неигровых видах практика работы за границей распространена. Ныне старший тренер мужской сборной по биатлону Олег Рыженков раньше сотрудничал с литовской командой. Главный тренер национальной команды по спортивной гимнастике Валерий Колодинский много лет работал в Австралии, но недавно вернулся. Говорит: у каждого свои причины для того, чтобы уехать. Для многих бывших спортсменов это возможность решить финансовый вопрос. А работа, по сути, везде одинакова: у профессиональных атлетов менталитет один, и главное в нем – желание побеждать.