Сражение за родную школу. О чем писала западнобелорусская пресса в 1921–1939 годах?

Сражение за родную школу

Старые пожелтевшие газеты — это не просто текст и фотографии к нему. В первую очередь это уникальная возможность окунуться в прошедшую эпоху. В каждой газетной строчке, яркой и достоверной, — история нашей страны. Сегодня, в преддверии совсем скорого Дня народного единства, мы заглянем в белорусскую периодику Западной Белоруссии, находившейся в 1921—1939 годах под польской юрисдикцией. И узнаем, например, что дискуссии относительно сферы образования, непрекращающиеся и в XXI веке, столетие назад в Западной Белоруссии имели принципиально иной смысл. На кону был сам факт существования белорусского образования.


«Сражение за родную школу» — под таким заголовком издание «Жыццё беларуса» рассказывало о злоключениях принятого летом 1924-го закона о белорусских, украинских, русских и литовских школах в Польше. И о странной роли распоряжения, которое должно было, по идее, провести этот закон в жизнь. «Это распоряжение от начала до конца заключает в себе препятствия для открытия белорусских школ, — отмечала газета год спустя. — Несмотря на множество сложностей, крестьяне дружно вступили в сражение за свою родную белорусскую школу и до 31 марта 1925 года составили деклараций аж на 400 белорусских учреждений образования. Но до сих пор ни одна белорусская школа еще не открыта. Такие эфемерные пока что результаты закона о школьничестве для начальных белорусских учреждений образования».
Восторженный прием советских газет на митинге в Сморгони, посвященном воссоединению Западной Белоруссии с БССР.

Не лучше обстояли дела и в сфере среднего образования. «Что касается средних школ, тех немногих белорусских гимназий, которые восстали и держатся, благодаря неимоверным усилиям общественности и жертвенности белорусского учительства, на основе этого закона школьные власти также покушаются на белорусские гимназии, дабы их ополячить либо же совсем уничтожить». Как отмечало издание, «распоряжение школьных властей о том, чтобы общая история и общая география в не польских гимназиях и учительских семинариях преподавались по-польски, вызвало большое недовольство и гнев среди родителей учащихся, учительства и в целом широких масс общественности».

Впрочем, и в «основной Польше» положение школ вызывало у издания серьезные нарекания. В частности, «Жыццё беларуса» в заметке «Страшный враг детей» сообщало:

«Согласно правительственной статистике, 5 процентов учащихся начальных школ в Польше страдает туберкулезом, а поскольку общая цифра школьников составляет 3 миллиона, то больных на туберкулез детей — не менее чем 150 000 душ. И если бы их лечили как следует и хорошо кормили, то можно было бы спасти. Однако с учетом бедности и зачастую недоедания масс эти 150 000 детей обречены на безвременную смерть… Польское государство на лечение этих 150 000 детей-туберкулезников имеет в санаториях и больницах всего 500 мест».

Неудивительно, что даже американский ученый Терри Мартин — профессор Гарвардского университета, автор книги «Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в ­СССР, 1923 — 1939» — отмечал:

«Советский Союз (соучредителем которого стала и ­БССР. — Прим. авт.) был первой в мире империей положительной деятельности. Новая революционная Россия первой из традиционных европейских многонациональных государств оказала сопротивление поднимающемуся национализму, ответив на него систематическим содействием развитию национального сознания этнических меньшинств и созданием для них многих характерных институциональных форм моноэтнического государства».

В том числе и потому выглядит логичным и оправданным радушный прием, оказанный осенью 1939-го жителями Западной Белоруссии бойцам и командирам Красной армии. Вышедшая вскоре после воссоединения, 20 сентября 1939 года, газета «Советская Белоруссия» опубликовала впечатления секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко от посещения Столбцов, Мира, Кореличей, Турца, Новогрудка:

«Я никогда не переживал такого волнения, которое испытал при виде встреч Красной армии с крестьянством угнетенной Западной Белоруссии. Вдоль всех дорог, где проходят наши части, выстраивается народ с красными знаменами и лозунгами. Девушки украшают цветами боевые машины и коней красноармейцев и командиров. Деревни пестрят красными флагами. На улицах непрерывное ликование.
Новогрудок весь заполнен крестьянами из окрестных сел. Ни на минуту не прекращаются овации в честь Красной армии, принесшей свободу в этот край нищеты и уныния. Каждый стремится чем может помочь проходящим частям.

Последние две недели многие города и села Западной Белоруссии были совершенно лишены хлеба. Польское правительство полностью прекратило снабжение городов. Разоренная поборами деревня также не в состоянии была обеспечить подвоз продовольствия. Сейчас города начинают жить нормальной жизнью, организуется снабжение их».


Газета рассказала об одном из крестьянских митингов по случаю воссоединения Беларуси:

«На митинге выступает белорус Набибович. Немало он прожил, немало натерпелся на своем веку. Трудно ему начать свою речь, долго волнение спирает дыхание. Наконец Набибович произносит:

— Товарищи (давно не говорил вслух такого хорошего слова)! Товарищи жители деревни Стайки, товарищи красные бойцы и командиры — наши любезные освободители! Поздравляю вас с великим праздником. Не могу и слов найти, чтобы рассказать, как я доволен. Наконец и для нас засветит солнышко, наконец и мы заживем по-настоящему. Известно, что в большом хозяйстве больше порядка. Если у нас спросят, куда мы хотим, все как один скажем: хотим жить, как живут советские люди, — свободно, радостно и весело. В советских колхозах Ходаков, Задроздья живут наши родственники — братья, сестры, и теперь мы все заживем вместе».


СПРАВКА «СБ»


«Жыццё беларуса» — газета на белорусском языке, выходившая в Вильно всего три неполных месяца (с 19 августа по 12 ноября 1925 года). За это время было издано всего 20 номеров, четверть из которых были изъяты. В конечном итоге и вся газета была закрыта из-за давления со стороны властей Польши. Еще бы, издание защищало права белорусов, в том числе право на родной язык. Рассказывало о забастовке в Крынках, борьбе против коммунистов в Белостоке, о белорусском общественно-культурном движении в Литве и Латвии. Это была первая газета, выходящая от имени Белорусской крестьянской и рабочей громады. Ее редакторами были Язеп Туркевич и Владимир Варава.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Марзалюк, ученый и парламентарий:

— В Западной Белоруссии были закрыты две учительские белорусские семинарии и восемь белорусских гимназий. Никто не заботился развитием образования, 35 процентов населения Западной Белоруссии в конце 1930-х оставалось безграмотным. Шло также направленное наступление на белорусскоязычные СМИ. Каждый год в Западной Белоруссии означал только одно: усиление национального гнета, целенаправленное уничтожение национальных центров культуры.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter