«Сохраняя независимость России и Беларуси, мы сможем выстроить такой союз, которому могут позавидовать и федеральные, и конфедеративные государства, и, может, даже унитарные государства», — говорил белорусский Президент в августе прошлого года, назначая нового посла Беларуси в России. Состоявшееся в четверг совещание о выполнении 28 союзных программ вновь подтвердило эту истину. Минувший год стал настоящим прорывом в союзнических отношениях Беларуси и России. Начало этого года также пронизано духом интеграции, что полностью отвечает интересам наших стран и народов.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Основа, на которой мы строим отношения с братской Россией: равные условия для людей и предприятий… Речи о том, что Россия или Беларусь поступаются своим суверенитетом, не шло и на сегодняшний день не идет и идти не может. Мы еще в том формате, в котором сотрудничаем с Россией, не выработались.
На совещании о выполнении интеграционных программ Союзного государства, 12 января 2023 года.
Защита цивилизационного выбора
Премьер‑министр Роман Головченко на совещании у Президента по вопросам выполнения интеграционных программ Союзного государства заявил, что время подтвердило правильность выбранного курса на более тесную интеграцию с Россией. В связи с этим заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования Олег Дьяченко обращает внимание на происходящее за периметром наших границ:— С каждым днем обостряется международная политическая обстановка, у наших границ размещаются военные базы и наращиваются воинские контингенты Североатлантического альянса, в Украине погибли и покалечены десятки тысяч людей, разрушены города и села, а в блогосфере с миллионной аудиторией прозападными экспертами открыто обсуждаются планы военной интервенции против Беларуси с далекоидущими последствиями.
По словам сенатора, недружественные правящие режимы ближнего и дальнего зарубежья в ущерб экономическим интересам своих народов продолжают реализацию необоснованных и безумных санкционных мероприятий в отношении наших предприятий. Цель очевидна — уничтожение белорусской экономики, белорусского государства и народа:
— И в этих сложнейших геополитических условиях перед нашим государством поставлена задача обеспечить эффективное развитие экономики, которая, как известно, является основой для укрепления суверенитета и независимости страны. Глава государства очень правильно отметил: «Надо идти от жизни в вопросах социально‑экономического характера и безопасности».Олег Дьяченко подчеркивает: исторически сложилось, что основным экономическим и политическим партнером для нас была и есть Российская Федерация. Сегодня мы интенсифицировали экономическую интеграцию, не поступаясь при этом, как сказал наш Президент, своим суверенитетом и независимостью. Успешно реализуются 28 межотраслевых программ, определяющих направления деятельности Беларуси и России на ближайшие годы.
— Александр Григорьевич верно заметил, что процесс реализации межотраслевых программ — открытый, честный и принципиальный.
Сейчас, как никогда ранее, в интересах наших народов необходимо по максимуму использовать возможности взаимовыгодного межрегионального разделения труда и преимуществ белорусско‑российской экономической интеграции.Тем самым мы не только сохраним уровень благосостояния граждан Союзного государства, но и защитим свой цивилизационный выбор, свое право на национальное развитие.
Важный и незыблемый аспект
Принципы, положенные в основу двусторонних отношений Беларуси и России, реально, без ущемления учитывают интересы обеих стран, считает член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ирина Довгало:— На протяжении последних лет главы наших государств много раз встречались, согласовывали дорожные карты, решали спорные вопросы, но главное — им удалось прийти к консенсусу. 28 дорожных карт, как их называют «магистральные направления», затрагивают практически все отрасли и сферы взаимодействия и жизнедеятельности наших государств.
Однако анализ и контроль остаются важными компонентами для результата любого дела. Причем необходим не просто детальный анализ, а реальные шаги для выполнения поставленных задач, отмечает депутат:
— Напомню, что первая программа — сближение макроэкономической политики — говорит о том, что Россия и Беларусь последовательно будут гармонизировать почти все сферы макроэкономической политики, налоговое и таможенное законодательство, объединят контроль за перемещением товаров и транспорта.
Но принцип невмешательства во внутренние дела на всех этапах союзного строительства неизменно выступал в качестве основополагающего ориентира отношений между государствами, а это значит, что сохранение суверенитета остается важным и незыблемым аспектом.Ирина Довгало напоминает, что атаки на суверенитет не только Беларуси, но и России ведутся западными теоретиками и политиками в течение десятилетий и по самым разным поводам:
— И сейчас, когда наглядно видно, что 28 союзных программ, несмотря на все санкционное давление, дают свой позитивный результат, это вызывает у критиканов понятное раздражение, если не сказать злость. Но, как говорят, собака лает, а караван идет.
Сохранить суверенитет при слабой экономике практически невозможно. В союзе с Россией Беларусь не только сохранит, но и укрепит свой суверенитет, а значит, страна будет способна достигать главные цели — сохранение конституционного строя и повышение уровня жизни граждан.
Ответ оппонентам
Важность реализации союзных программ в современных условиях диктует сама жизнь, поэтому и в ходе их реализации идти надо от жизни, подчеркивает ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова доктор исторических наук, профессор, член президиума РОО «Белая Русь» Денис Дук:— Президент привел яркий пример договоренностей в плане обеспечения безопасности Союзного государства. После событий 24 февраля 2022 года по очевидным причинам и фактически менее чем за год пришлось пойти значительно дальше дорожной карты в укреплении системы общей безопасности Беларуси и России. С другой стороны, ряд договоренностей, особенно касающихся экономического блока Союзного государства, что называется, пробуксовывает. А ведь сегодня в условиях беспрецедентного санкционного давления на наши страны это не менее важные вопросы национальной безопасности.
При этом ученый обращает внимание, что фактически каждое совещание по строительству Союзного государства с Российской Федерацией наш Президент начинает с констатации незыблемости белорусского суверенитета:
— Почему это так важно? Оппоненты власти апеллируют к недопустимости союза с Россией, фактически выстраивая образ врага на Востоке. При этом умышленно игнорируется историческая, культурная и генетическая общность белорусского и русского народов. С другой стороны, те же оппоненты осознанно умалчивают фатальные последствия для национального суверенитета предлагаемой ими альтернативы — союза со странами коллективного Запада, подразумевая при этом налаживание тесных контактов со «столпами демократии» — США и Евросоюзом.
В связи с этим возникает резонный вопрос: где потеря национального суверенитета более очевидна? Пример политических действий наших ближайших соседей — Литвы, Латвии и Польши — наглядно показывает, где находятся реальные центры принятия решений.Вспомним хотя бы относительно недавнюю попытку уравнять статус национального законодательства Польши и Евросоюза, которая вызвала жесткую реакцию Брюсселя. Подобных посягательств на национальный суверенитет ни одна белорусско‑российская союзная программа не предусматривает.
Оздоравливающая роль Союзного государства
Недавняя встреча Президента с Госсекретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым ознаменовалась двумя важными заявлениями белорусского лидера: о необходимости наращивать финансирование проектов Союзного государства и дебюрократизации механизмов их реализации, отмечает политический аналитик, эксперт РОО «Белая Русь» Петр Петровский.Он напоминает, что бюджет СГ состоит преимущественно из четырех частей — научно‑технические проекты, инфраструктурные, культурно‑гуманитарные и информационные:
— Наиболее интересной является научно‑техническая часть финансирования, которая всегда направлялась на наиболее инновационные сферы. Всего таких программ реализовано около 70. В 2023 году будет реализовано еще три — в области лазеров, космоса и связи. В ситуации острой востребованности импортозамещения в условиях СВО требуется расширять и увеличивать количество этих программ и их финансирование.
Поэтому заявления нашего Президента о необходимости расширения финансирования Петр Петровский считает вполне обоснованными:
— Также небезосновательны требования интенсифицировать работу по созданию союзного медиахолдинга, информационного кулака для отсекания различного рода провокаторов и вредителей, которые, прикрываясь интеграционной риторикой, наносят репутационный ущерб союзному строительству.На этом фоне, по словам эксперта, понятно недовольство некоторых политтехнологов из числа так называемых системных либералов (сислибов), заявляющих, что «партнерство становится все дороже и дороже»:
— То есть ими продвигается не усиление проектов Союзного государства, а их свертывание под вывеской якобы огромнейших затрат.
Бюджет СГ на 2023 год составит 5,9 млрд российских рублей, из них 25 процентов — это белорусские средства, в то время как вывод капитала из Российской Федерации в 2022‑м составил около 250 млрд долларов. Как видно, союзный бюджет на фоне оттока российского капитала вообще на уровне статистической погрешности.Так зачем сислибы разгоняют миф о якобы излишней дороговизне Союзного государства? По мнению Петра Петровского, ответ очевиден:
— Они просто противятся тем системным изменениям внутри России, которые идут в том числе и по интеграционной линии. Им нужно сохранение пережитков девяностых, чему мешает в том числе белорусская модель развития и Союзное государство в целом.
osipov@sb.by
isaenok@sb.by
celyuk@sb.by