![](/upload/iblock/211/2113d3359208daab317e4cd7ad6c424c.jpg)
– Телефон нужен, чтобы звонить… ну, там… маме, папе. Игр у меня нету, интернета тоже.
У Жени смартфон чуть более навороченный, малышка спешит продемонстрировать его:
– Я уже хожу в школу сама, вместе с сестрой, она во втором классе. Мама говорит всегда звонить, когда в школу придем!
– Играешь в игры на переменах?
– Ну, пару раз было…
Учительница Татьяна Лубская добавляет:
– Не больше, я объясняю детям, что в школе телефон нужен только для звонков.
У пятерых первоклашек на запястьях замечаю умные часы. Ульяна важно объясняет:
– По ним можно звонить. Сюда записываются номера мамы, брата… И есть приложение: голосом говоришь – номер набирается.
Больше отвлекаться не на что – из «развлекательных» функций разве что шагомер.
А так и родители в курсе, где ребенок, и «залипать» в телефоне первоклассник не будет.
![](/upload/iblock/49e/49e8ca7cb9233d7e7e2b69d63dbf63b5.jpg)
У пятиклассников ситуация противоположная – всего четверо ребят без смартфонов. У Андрея «звонилка» есть, но мама не разрешает брать с собой в школу:
– Потому что я люблю играть в стрелялки.
– А если срочно надо с тобой связаться?
Андрей оборачивается к соседу на задней парте:
– У Ильи в телефоне записан номер моей мамы.
Ребята живут в соседних дворах и дружат с детского сада. Илья при необходимости выручает приятеля.
Обращаюсь к ребятам:
– Если вас попросят сдать телефоны, сильно расстроитесь?
Полина отвечает вопросом на вопрос:
– А можно будет иногда брать, чтобы позвонить?
Варя пожимает плечами:
– Лишь бы не украли!
![](/upload/iblock/063/0637f55f58a9ef3e9f4391d508385dab.jpg)
Но отказаться от мобильников в школе готовы не все. Кто-то предложил приносить два телефона, чтобы один сдать, а второй – оставить. Нашлись и те, кто рискнул бы сдать под видом телефона принесенный из дома… бутерброд.
У девятиклассников вопрос о наличии телефона вызывает общий смех. Здесь событием считается отсутствие трубки.
У Ильи телефон не просто лежит на парте, от него в карман тянутся наушники.
– Ну надо же звонить, играть, что-нибудь посмотреть.
– И во время самостоятельной?
– Нет! – вздыхает Илья.
– А музыку на уроке тайком слушаешь?
Глаза у школьника становятся честными-честными:
– Нет!
Отказаться от мобильных 9 «В» единодушно не готов. Степан аргументирует:
– У нас сегодня первым уроком была белорусская литература. Читаем «Новую зямлю» Коласа. Произведение огромное! Мы же не можем все его распечатать, а на мобильник скинул – и работай на уроке с текстом.
– Встречный вопрос: а о существовании библиотек слышали?
![](/upload/iblock/750/7504f827be56db8a473bf66a59b155aa.jpg)
Класс начинает шуметь:
– Так в каждую не наездишься!
– Рюкзаки и так тяжелые!
– С мобильного читать проще.
– А когда вы последний раз звонили?
Оказывается, по своему прямому назначению мобильный никто из ребят сегодня не использовал.
В соседнем кабинете у 9 «Г» урок истории. Класс МЧС, ребята в форме выгодно отличаются от сверстников, но на новость о потенциальной необходимости расстаться с телефонами реагируют таким же бурным отказом:
– Все, ухожу из школы!
![](/upload/iblock/0de/0de57c72640583c592e4c442127ff6d8.jpg)
– А если станет плохо?
– Не хочу!
– Я буду нервничать, не отдам!
– А мне все равно, пусть забирают.
Богдан приводит еще один аргумент в пользу телефонов:
– Учитель на доске пишет, к примеру, даты. Сфоткали – и вот телефон на парте, в нем все видно.
Десятиклассник Антон также перечисляет плюсы использования мобильников:
– Калькулятор не многие с собой носят, а в телефоне он есть. Погуглить информацию – опять же берешь смартфон. А если какая-то чрезвычайная ситуация, срочно тебя нужно найти?
Не могу не заметить, что функцию звонков Антон назвал одной из последних. Парень парирует:
– Ну, у меня не так часто чрезвычайные ситуации происходят.
На уроках телефоны все стараются держать в кармане. «Проштрафился» сегодня только Андрей. Причина уважительная: парень занимается хоккеем, срочный звонок поступил от тренера.
Педагог-психолог Елена Сидорейко считает, что решение проблемы с мобильными в школе назрело давно:
– Сосредоточился не на уроке, а на телефоне – и получаем: «А? Я не слышал, повторите!» Нет ничего хорошего, что и на перемене ребенок утыкается в условные «танки». Он потом не может переключиться нормально с игры на урок. Это снижает и качество общения, и качество знаний. Старшеклассники часто пользуются мобильными, чтобы решать учебные задачи. И педагогу очень сложно после этого объективно оценить знания. Есть множество причин, почему нужно решать вопрос с телефонами. Но прежде всего об этом стоит задуматься родителям. Они обязаны объяснить ребенку, что техника должна приносить пользу, а не вред.
valchenko@sb.by