Совсем скоро в Большом театре Беларуси «Конек-Горбунок»

Премьера балета народного артиста СССР Родиона Щедрина в постановке народного артиста БССР Юрия Трояна назначена на последние дни октября. Один спектакль вечерний, второй – утренний. И в этом есть нечто глубоко символичное.

Репетиция. Фото: Михаил Нестеров

– «Конек-Горбунок» – это сказка для детей и взрослых, – сказали мне в театре.

Как «Щелкунчик». Или «Спящая красавица». Или, к примеру, «Иоланта». Дети увидят сказочную оболочку, взрослые – глубинную мудрость сказки, оценят красоту музыки и совершенство исполнения.

Музыка Родиона Щедрина, за исключением не совсем авторской «Кармен-сюиты», в Беларуси звучит редко. По крайней мере, в театрах, в филармонических залах. А между тем это один из величайших композиторов второй половины XX века.

Репетиция. Фото: Михаил Нестеров

Поэтому «Конек-Горбунок», хоть и написанный более шестидесяти лет назад, для нас как дуновение свежего ветра.

А ведь музыка для этого балета навеяна Беларусью и родным белорусским фольклором!

"Я все лето провел в Белоруссии, в сорока километрах от железной дороги, в совершенной глуши, охотился, рыбачил, – вспоминал позднее композитор. – Много чего я там навидался и наслышался. И, наверное, больше всего самых разнообразных частушек. Да и сам подпевал местным красавицам, стараясь подладиться под их исполнительский стиль. Так вот, эти впечатления, в том числе и чисто акустические, по-видимому, как-то аккумулировались во мне. Подобные ощущения, полные зябких намеков, полутонов, недосказанности, невозможно облечь в четкие словесные формулировки. Да и есть ли в этом нужда? Во всяком случае и сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, я помню, что впечатления того белорусского лета пронизали всю мою сущность – и душу, и мозг, и темперамент, и руку…"

Любопытно, кстати, по какой причине 22-летний юноша в те далекие годы проводил лето в белорусской глуши. Нет ли у него белорусских корней? Если Родион Константинович приедет на белорусскую премьеру, обязательно у него спрошу.

Декорации

Кстати, для Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» оказался судьбоносным. На репетициях в Большом театре СССР молодой композитор повстречал любовь своей жизни – Майю Плисецкую.

– Музыка к балету «Конек-Горбунок» – моя ранняя, очень ранняя работа, – вспоминал он позднее. – Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой поймал я в свои музыкантские руки неземную жар-птицу – Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…

Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Но любопытно, что балерина не танцевала мировую премьеру, состоявшуюся в Большом театре СССР 4 марта 1960 года. Царь-девицу тогда станцевала Римма Карельская, а Плисецкая подключилась позже.

В театре пока не знают, ждать ли композитора на белорусскую премьеру. Не отвечают ни да, ни нет. Кивают на Валентина Николаевича Елизарьева, который до понедельника пробудет на конкурсе в Сочи.

Зато в театре с удовольствием говорят о спектакле.

– Главное – сохранить мир, атмосферу, дух русской народной сказки. Для этого постараемся сделать все по максимуму, – говорит балетмейстер-постановщик Юрий Троян.

– Меня прежде всего вдохновляла музыка Родиона Щедрина, – признается художник-постановщик Любовь Сидельникова. – Необходимо было найти гармонию, чтобы оформление спектакля сочеталось именно с музыкой. Старалась создать не только народную историю, искала какие-то мотивы в русском модерне, черпала идеи в майолике Врубеля.

А художник-постановщик Екатерина Булгакова бьется над тем, чтобы объединить и обособить два мира – людей и сказочных существ, помогающих людям обрести свое счастье.

Любой спектакль в Большом – это огромный труд не только артистов, но и цехов. С энтузиазмом работает над «Коньком-Горбунком» художник-декоратор Демьян Толстик, прослуживший в театре 35 лет.

Говорят, что в спектакле все будет начинаться с печки – этого великого символического образа русских сказок.

Ну а театр всегда начинается с вешалки. С радостного ожидания в душах зрителей – больших и маленьких, которые, войдя в зал, окажутся в сказке, равно целительной для взрослых и детей.

Плисецкая – Щедрин.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter