Даже на уровне областных Советов в регионах есть безальтернативные округа. Средний же конкурс по стране — чуть менее трех кандидатов на место. Политический аналитик Александр Шпаковский объясняет это так:
— Депутаты местных Советов не получают никаких привилегий, им не платят зарплату. Это по сути как общественная нагрузка. И в отличие от Парламента на уровне местных Советов не принимается политических решений.
Тем не менее, если проанализировать данные Центризбиркома, кандидатская палитра весьма разнообразна. В депутаты идут директора крупных предприятий, ученые, доктора, журналисты, адвокаты и даже именитые спортсмены, олимпийские чемпионы и призеры. Из 22 278 зарегистрированных кандидатов 1169 — это молодые люди в возрасте до 30 лет. Около половины претендентов — депутаты действующего созыва.
— Основная часть кандидатов — это местные “столпы общества”, — пояснила Председатель ЦИК Лидия Ермошина. — Руководители предприятий, учреждений, организаций, которые решают социально-экономические проблемы на своем посту и считают логичным поучаствовать в решении подобных проблем на уровне местного самоуправления. Депутатам местных Советов нередко приходится заниматься социальными и культурными вопросами, поэтому логично, что среди кандидатов много представителей этих сфер (почти каждый третий. — Прим. ред.)
А вот активность политических партий хотя и выше, чем в прошлых избирательных кампаниях, все же оставляет желать лучшего. Численность партийцев немногим более тысячи человек (около пяти процентов от всех зарегистрированных). В лидерах Коммунистическая, Либерально-демократическая партии и Республиканская партия труда и справедливости. В то же время есть партии, представленные всего 2—3 кандидатами.
— Пока в стране нет полновесного развития политических партий, — делает вывод Лидия Ермошина. — Если и развиваются они, то только на определенном уровне, например, в крупном городе. Нет ничего удивительного в том, что среди кандидатов в депутаты Мингорсовета большая часть — это представители партий. А в регионах ситуация иная.
Из опыта соседей. В Литве советы самоуправлений имеют большую финансовую независимость. Им подотчетны местные администрации. В Польше граждане избирают совет гмины, совет повета и сеймик воеводства, которые, в свою очередь, формируют собственные исполнительные органы. Применима ли такая система у нас? И поможет ли переход к голосованию по партийным спискам повысить конкуренцию на местных выборах? Первый заместитель председателя Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич убежден: роль местного самоуправления должна расти, но нельзя достичь этого, просто объявив прямые выборы губернатора или мэра города:
— Так мы можем прийти к ситуации, когда все будут решать деньги. Тот, у кого их больше, будет выигрывать выборы. Это неправильно. Эффективность местного самоуправления возрастет после перехода на пропорционально-мажоритарную систему выборов. При такой системе губернаторы или мэры стали бы выдвигаться партийными фракциями, которые находятся в Парламенте. Говорят, что надо упростить процедуру регистрации, предоставить право выдвижения кандидатов в депутаты общественным объединениям и так далее. От этого больше демократии и гражданского общества не станет. Главное, чтобы разные точки зрения были представлены в местных Советах и Парламенте. Для этого нужна смешанная избирательная система.
Александр Шпаковский предлагает осторожно подходить к возможному реформированию избирательной системы:
— Наши партии не совсем готовы к этому процессу. Их рейтинги в пределах статистической погрешности. То есть этот институт пока не пользуется доверием населения и не слишком востребован. В таких условиях предоставлять возможность избираться по партийным спискам нелогично. Сначала необходимо пересмотреть законодательство о политических партиях. Может быть, подумать о создании механизмов государственного финансирования, в том числе неких внутрибелорусских фондов, которые будут заниматься поддержкой и развитием конструктивных партий. Надо поработать над созданием политического поля, его конструированием, а не раздавать полномочия институтам, не имеющим авторитета в обществе.
В Беларуси досрочное голосование на местных выборах состоится с 13 по 17 февраля включительно. Оно не проводится на избирательных участках в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медпомощь в стационаре, для граждан, отбывающих наказание в виде ареста, а также находящихся в лечебно-трудовых профилакторияхА КАК У НИХ
Институт досрочного волеизъявления весьма распространен в других странах. Мировым лидером здесь признаны США, где проголосовать досрочно можно, даже не появляясь на избирательном участке. Например, в штате Иллинойс заранее отдать свой голос можно по почте. В штате Монтана досрочное голосование на участке длится 45 дней, а по почте — целых 75. Конверт с заполненным бюллетенем заранее отправляют в Великобритании, Германии, Австрии, Франции и других странах. В Финляндии и Швеции досрочно голосуют около 40 процентов граждан.
konon@sb.by