Владимир Бачила
Милиционер–айтишник и электронные зачетки
— Как использовать интернет для раскрытия преступления? — Владимир Владимирович — человек конкретный, зайдя в аудиторию кафедры оперативно–разыскной деятельности, начал с главного. — Сегодня многие преступления совершаются в сети, и мы учим курсантов тому, как находить там нарушителей с помощью общедоступных программ и разработанных на кафедре специально для оперативных сотрудников. Уникальные программные продукты создают и курсанты. В прошлом году выпускник в качестве дипломной работы разработал проект для определения местонахождения человека по ряду маркеров. Программа уже тестируется в милицейских подразделениях. Между прочим, курсанты могут параллельно с юридическим образованием в академии получить образование в сфере информационных технологий в ИИТ БГУИР.
Офицер будущего — это не только юрист, но и айтишник, говорит мне начакадемии: «Посмотрите: весь бизнес Европы уже работает с электронными документами. На проблемы, связанные с цифровой экономикой, мы обращали внимание еще года 4 назад. Допустим, за границей есть фирма, информация о которой хранится в третьей стране, и эта компания нарушает закон в Беларуси. Как это доказать, если все операции проводились в виртуальном мире? Ведь бизнесмен в секунды может созданное виртуальное облако уничтожить.
Не за горами — электронное досье курсантов, электронные зачетки, цифровое управление вузом. Уже работает авторский проект «Электронная академия», Владимир Бачила перечисляет преимущества: «Не выходя из своего кабинета, я могу посмотреть успеваемость обучающихся, как часто бывают в академической библиотеке, что читают. Проект также позволяет учиться дистанционно «дневникам» и заочникам, а руководителям — повышать квалификацию.
Лекции здесь читают не скучно.
Мы переходили из аудитории в аудиторию. Лекции здесь читают не скучно, экспериментируют с преподаванием. Вот на экране — короткое видео о том, как брать отпечаток обуви с грунта. Или нужно выяснить, не попытается ли бандит бежать из страны самолетом. «Смотрим с курсантами на интерактивной карте, какие самолеты сейчас находятся в воздушном пространстве Беларуси, на взлетной полосе, — начальник академии демонстрирует возможности техники. — Можем получить данные о пассажирах рейсов, найти нарушителя с помощью видеонаблюдения. Да, у нас есть доступ к определенным базам плюс открытые источники информации. Также можем ознакомиться с местностью в 3D–проекции».
...На занятиях по профайлингу курсанты поначалу друг по другу учатся определять, когда человек хитрит, волнуется, может быть агрессивным. Далее — углубленная подготовка. Есть в академии и отдельный курс (повышения квалификации), где учат даже выделять преступника в толпе. Что еще удивило, милицейский вуз первым в стране, Европе создал и применяет программу обучения основам жестового языка.
В тире гаснет свет. Выстрел, еще один. «70 процентов наших выпускников способны поразить цель при плохом освещении, в темноте, с закрытыми глазами. — В лучах вновь появившегося света с продырявленной бумажной мишенью в руках узнаю старшего преподавателя кафедры тактико–специальной подготовки Андрея Филипенко. Он со спецподразделениями разработал уникальную методику по огневой подготовке. — Для начала мы определили, какие навыки нужны сотрудникам и постепенно (в том числе на авторском тренажере Филипенко) учим поражать мишень, не используя прицельные приспособления». Знаю о недавнем эксперименте: мастер спорта по стрельбе и курсант должны были показать лучший результат в неизвестных для обоих условиях, и выиграл будущий офицер.
На кафедре криминалистики нам продемонстрировали, как «студенты» учатся по разным фото определять, один ли и тот же на них человек, устанавливать людей по словесному портрету, фиксировать следы на месте преступления. Вот второкурсники проводят осмотр по незаконному обороту наркотиков, рядом — «квартирная кража». В одном случае нам показали классическую модель проведения осмотра, в другом — западноевропейскую. Этот метод тоже был введен в образовательный процесс и в работу правоохранительных органов. В соседнем помещении — «комната для опознания»: по одну сторону затемненного стекла — тройка опознаваемых, по другую — опознающий.
...Внушительных размеров спортзал — что трансформер. Одновременно может быть игровым и специализированным, говорит мне Владимир Леонов, начкафедры профессионально–прикладной физической подготовки: «В основе самообороны — классические приемы, дополненные современными методиками. Вот скажите, за что хватается пьяный дебошир в деревне? За то, что под рукой — нож, вилы, лопату и топор, косу, кусок арматуры. Поэтому мы учим обороняться и от таких «орудий». Спортзалы академии оснащены мультимедийными системами, борцов можно снять на видео из любой точки и сразу, здесь же, вывести картинку на экран и разобрать ошибки.
Курсантов учат классической модели осмотра места происшествия и западноевропейской.
|
Мало кто знает, что академия — единственный вуз в стране, в котором готовят полиграфологов. Не только для МВД, но и для СК, погранкомитета, КГБ, Минобороны и Госкомитета судебных экспертиз. Недавно здесь прошли подготовку специалисты одной из правоохранительных структур Азербайджана. Вместе с тем, в учреждении ежегодно проводятся международные семинары с действующими полиграфологами. Владимир Бачила, кстати, возглавляет межведомственную рабочую группу при Совете Безопасности по вопросам использования детекторов лжи в Беларуси.
Работе на камеру, умению комментировать события и взаимодействовать с общественностью, а также отличать фейковые новости от правдивых будущих и действующих руководителей учат на кафедре философии и идеологической работы.
«Комната для опознания».
...6 факультетов, 19 кафедр, современные аудитории, телестудия, мультимедийный центр и многое другое. Всего не уместить в газетном материале. Кстати, в пяти из девяти критериев в конкурсе на Премию Правительства оценивают лидерские качества руководителя и то, как грамотно им поставлена работа учреждения. «Я — человек команды, — поскромничал Владимир Владимирович. — А в нашей команде — опытные практики, вооруженные научными знаниями. И, как и я, считающие, что высшая школа прежде всего должна учить мыслить».
gladkaya@sb.by