Рыцарские фесты - штука интересная даже для неискушенных. И если до Мстиславля далеко, и на тамошнем фестивале собираются, по преимуществу, "свои" (т.е. те, кого всерьез волнует историческая правда и соответствие заявленной эпохе), то в ближние Дудутки готов прокатиться любой охочий до необычного зрелища. Поэтому на "Грюнвальд" традиционно съезжается гомонящая и разношерстная толпа в несколько тысяч человек, в которой средневековые наряды спокойно соседствуют с голыми торсами и гавайскими шортами туристов, а рыцарскую голову в промежутках между состязаниями вполне может венчать не шлем, а банальная бейсболка.
Рыцарям (а на фестиваль собралось около 500 представителей клубов военно-исторической реконструкции не только из Беларуси, но и из России и Украины) можно было посочувствовать, а заодно восхититься - в жаркую погоду многокилограммовые кольчуги, доспехи, ватные подстежки и суконные плащи работают покруче, чем финская баня. Желающим радикально согнать лишний вес стоит воспользоваться этим методом: помахав денек мечом или топором под июльским солнцем во всей этой экипировке, можно за раз потерять до 5 кило, признаются бойцы.
Прекрасным дамам было несколько проще: льняные платья блио, нижние рубашки, чепцы или повязки-гебинде (хитро завязанные тонкие платки) на головах - и красиво, и нежарко, и Оршанскому льнокомбинату заслуженная слава. Девушки разгуливали с крынками, кувшинами, кубками, давая напиться усталому воинству и щедро орошая водицей головы особо разгоряченных героев.
В целом фестиваль оставляет впечатление веселой тусовки, впрочем, имеющей зрительский успех. Фехтование, соревнования лучников, конный турнир, бугурты - групповые рыцарские схватки, и как венец всего - реконструкция битвы под Грюнвальдом. Можно поспорить и подискутировать, какое отношение данное сражение имеет конкретно к белорусской истории, однако надо признать, что приманка для туристов из него выходит весьма качественная.
Конечно, зрелище как таковое (не считая палящей пушки, грозящей неподготовленному человеку разрывом барабанных перепонок) - не красивая киношная схватка, где на поле боя эдак эффектно бьются тевтоны, поляки, литвины, а также татары, которых пригласил когда-то на земли Великого княжества литовского князь Витовт, и даже шотландцы в клетчатых килтах. Подлинное сражение (а реконструкция на то и нацелена, чтобы слегка развеять мифы, подсаженные в коллективное сознание голливудскими продюсерами) представляет собой групповую свалку стенка на стенку, когда одно войско в плотном строю атакует другое. Кто видел средневековые гравюры, изображающие, к примеру, бой крестоносцев с сарацинами, тот, возможно, удивлялся, отчего рыцарское воинство на них смотрится одним большим, многоруким и многоголовым чудовищем. Полюбовавшись на реконструированную битву, понимаешь, что стародавние художники были категорическими реалистами: настоящее побоище именно так и выглядит. Рыцари бьются бок о бок, локоть к локтю, а индивидуальные схватки - скорее исключение, чем правило.
Ожидавшим кинематографичности может быть скучновато, но их развлекают резвые "покойники": поскольку условно погибшим и раненым реконструкторам вовсе не хочется, чтобы их затоптали в пылу сражения нагруженные доспехами боевые товарищи, они стараются тихонько отползти подальше от театра военных действий. А уж на более-менее безопасном расстоянии, лежа на солнышке, можно вынуть из кожаной "под старину" сумы новенький смартфон - и радостно снимать видео, тут же выкладывая его в соцсети.
Единственная серьезная претензия к организации - отсутствие точек обзора. Площадка перед центральной сценой в музейном комплексе "Дудутки" обширна и может вместить изрядное количество участников и гостей, однако она плоская, как стол. Соответственно, стоящим по периметру в пять рядов зрителям на самом деле мало что видно из происходящего. И очень не хватает трибун. В два, а лучше в три яруса. Смотришь на сражающихся граждан и думаешь: "Вас бы, ребята, всех на стадион!". Собственно, и на средневековых рыцарских турнирах постройкой трибун не брезговали: там, где нет естественного амфитеатра, со времен гладиаторских боев возводились сиденья в несколько "этажей". И это как раз та традиция, которую не худо бы реконструировать в первую очередь. И удобно, и с точки зрения прямой выгоды полезно: наш народ готов платить за зрелища, но при этом за свои деньги он хочет все-таки что-то увидеть. В частности, заботу о публике, например.