Перекресток всех путей
«Древо дорог» — произведение символическое, белорусы издревле жили на перепутье. Идея была, можно сказать, под ногами, шутит скульптор:
Созданием композиции «Древо дорог» для новой станции метро «Вокзальная» занимается скульптор Александр Шаппо. |
|
В метро в отличие от обычной городской среды скульпторам работать непросто — необходимо учитывать множество технических требований — как, например, людские потоки или ветровые нагрузки. Скульптура будет отлита в металле: силумин, сплав алюминия с кремнием, достаточно устойчив к внешним воздействиям, он жесткий, держит форму, при этом легче и дешевле бронзы. Внутренний каркас «Древа дорог» будут монтировать конструкторы «Метростроя» с учетом всех нюансов среды: эстетика эстетикой, но вопросы безопасности на первом месте.
— Команда архитекторов профессиональная, имеет опыт проектирования станций Московского метро, «заточена» именно под подземный формат с его жесткими требованиями и спецификой, — рассказал Александр Шаппо. — Когда в 2015 году «Метропроект» проводил конкурс на идею художественных произведений, которые можно интегрировать в пространство станций метрополитена, создавались авторские коллективы скульпторов и архитекторов. Главным архитектором «Вокзальной» был Владимир Телепнев, которого, увы, уже нет с нами. Мы с ним, по сути, придумывали эту станцию. Его работу продолжает дочь Ольга Телепнева, архитекторы Сергей Букато и Григорий Васильев. За эти годы несколько видоизменились и древо, и изначально задуманный образ станции: концепция сохранилась, но исчезли какие-то ненужные вещи, отдельные элементы получили другое звучание.
Пустое пространство ничего не рождает — ни чувств, ни мыслей, в нем неуютно находиться и не хочется задерживаться, убеждены художники, и как-то не тянет спорить: типовой «евроремонт» на станциях навевает уныние, а появление в их пространстве объектов искусства создаст в каждом случае особый колорит.
Сегодня метро становится для художников альтернативой галереям и музеям современного искусства.«Не пакiдайце ж мовы нашай…»
На станции «Площадь Франциска Богушевича» в одном конце платформы разместится «Книга белорусская» Максима Петруля, а в другом проект Алексея Сорокина и Виктора Копача «Ткацкий станок». Авторы композиций постарались уйти от самого простого и ожидаемого решения — статуи писателя мы не увидим, все одновременно и проще, и глубже, и символичнее.
Виктор Копач.
Алексей Сорокин.
— В ХХI веке хотелось бы представить образ писателя не реалистически, а более сложно, — признался Алексей Сорокин. — Рассуждая о Богушевиче, подумали: ведь он всегда стремился максимально приблизиться к народу, вся его жизнь была посвящена этому служению. Как отразить это в скульптуре? И мы придумали образ ткацкого станка — как отсылку сразу и к народной культуре Беларуси, и к ткани повествования, только на полотне вместо традиционных узоров проступают слова из предисловия к «Дудке беларускай»: «Можа, хто спытае: гдзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, гдзе наша мова жывець: яна ад Вiльна i да Мазыра, ад Вiтэбска за малым не да Чарнiгава, гдзе Гродна, Мiньск, Магiлёў, Вiльня i шмат мястэчкаў i вёсак…»
Произведение «Книга белорусская» Максима Петруля, несмотря на свои немаленькие габариты — 6 метров в ширину, оставляет ощущение легкости и изящества, беглости пера, которым водила талантливая рука. Переплетение нитей (проката разной толщины) — не то ткацкое плетение, не то причудливой формы дерево; можно разглядеть и намек на забранное решеткой окно — символ того, что Богушевич после польского восстания провел некоторое время в заключении. И цитата из классика «Не пакiдайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлi» тоже выложена медной «ниткой».
— Произведение полностью соответствует тем идеям, которые я внедряю внутри художественного поля, внутри истории искусства, — говорит скульптор. — Все сделано из одного модуля, в этом суть: красота в простоте. Бетонные пилоны образуют нишу, в которую будет вставлено произведение.
Вытинанка из металла
На станции «Ковальская Слобода» (где в стародавние времена располагалось поселение кузнецов) мы увидим кованые скульптурные элементы — «Кавальскiя выцiнанкi» авторства Марии Тарлецкой и Павла Войницкого.
«Кавальскiя выцiнанкi» авторства Марии Тарлецкой и Павла Войницкого.
— Вытинанка — важная и характерная часть народной культуры Беларуси. Согнутая пополам дешевая бумага определяет бюджетность и выразительность этого традиционного занятия наших прабабушек и прадедушек, — поясняет Павел Войницкий. — Но что, если представить, что вытинанку делает коваль? В его распоряжении металл и пламя, он может пустить в ход всю свою горячую энергию и необузданную фантазию — и не ограничен «бумажным» бюджетом. Вдохновение нашему ковалю дали традиционные для этого ремесла образы солнца и луны, птиц, дерева и других растений, а главное, колеса — символ движения. Ажурное переплетение света, тени и металла на потолке подведет горожан к пониманию красоты «тутэйшых» кузнечных (и не только кузнечных) традиций.
Станцию «Ковальская Слобода» украсят оригинальные кованые люстры.
Станция «Ковальская Слобода» уникальна тем, что ее арт-объекты не просто интегрируются в определенные точки подземного интерьера. Здесь одобрена цельная концепция художественного оформления, включающая несколько оригинальных произведений искусства, выполненных в различных материалах и техниках. Основные ее параметры заданы архитекторами Владимиром и Ольгой Телепневыми и Анной Морозовой, а коллектив художников постарался предложить эффектные решения.
Король-Солнце
Еще одна работа Максима Петруля появится на станции метро «Юбилейная площадь» — необычное «Солнце» из меди, латуни и нержавеющей стали превращает платформу в подобие дворцового зала, в чем-то даже вызывающе роскошного.
Максим Петруль.
— Была городская легенда о том, что за Змеиной горой прячется солнце, — комментирует скульптор. — Также вспомним о происхождении самого названия: площадь в 1826 году назвали Юбилейной (и после революции оно сохранилось) в честь первого в истории христианства Вселенского собора, которому на тот момент исполнилось полторы тысячи лет.
Полукруг «солнца» отражается в квадрате, который будет закреплен на потолке так, что c платформы человек увидит диск целиком: серебристая нержавеющая сталь, теплые полосы меди, сияющая латунь... Свою роль играют даже швы, которыми спаяны элементы скульптуры: в творческом пространстве технологические решения являются частью художественной концепции.
Сам скульптор глубоко убежден: метро — площадка, альтернативная галереям и музеям:
— В 2005 году я впервые предложил разместить на станциях скульптуры — речь шла о «Борисовском тракте», но с ходу эта идея не прошла. Зато потом она реализовалась в пространстве «Грушевки» и «Малиновки», где также расположены мои работы, выполненные в постмодернистском ключе. А теперь новые станции станут своеобразным памятником и отражением текущего десятилетия.
ovsepyan@sb.by