![](/upload/iblock/81a/81a7a550978fae2963b33dd2302d2f40.jpg)
Перекресток всех путей
«Древо дорог» — произведение символическое, белорусы издревле жили на перепутье. Идея была, можно сказать, под ногами, шутит скульптор:
![]() |
![]() |
![](/upload/iblock/061/061e5d752e5a83a17f96f735a676dbd4.jpg)
— Команда архитекторов профессиональная, имеет опыт проектирования станций Московского метро, «заточена» именно под подземный формат с его жесткими требованиями и спецификой, — рассказал Александр Шаппо. — Когда в 2015 году «Метропроект» проводил конкурс на идею художественных произведений, которые можно интегрировать в пространство станций метрополитена, создавались авторские коллективы скульпторов и архитекторов. Главным архитектором «Вокзальной» был Владимир Телепнев, которого, увы, уже нет с нами. Мы с ним, по сути, придумывали эту станцию. Его работу продолжает дочь Ольга Телепнева, архитекторы Сергей Букато и Григорий Васильев. За эти годы несколько видоизменились и древо, и изначально задуманный образ станции: концепция сохранилась, но исчезли какие-то ненужные вещи, отдельные элементы получили другое звучание.
Пустое пространство ничего не рождает — ни чувств, ни мыслей, в нем неуютно находиться и не хочется задерживаться, убеждены художники, и как-то не тянет спорить: типовой «евроремонт» на станциях навевает уныние, а появление в их пространстве объектов искусства создаст в каждом случае особый колорит.
Сегодня метро становится для художников альтернативой галереям и музеям современного искусства.«Не пакiдайце ж мовы нашай…»
На станции «Площадь Франциска Богушевича» в одном конце платформы разместится «Книга белорусская» Максима Петруля, а в другом проект Алексея Сорокина и Виктора Копача «Ткацкий станок». Авторы композиций постарались уйти от самого простого и ожидаемого решения — статуи писателя мы не увидим, все одновременно и проще, и глубже, и символичнее.
![](/upload/iblock/1b4/1b468333a9faa925dcbda8cc12c3ade2.jpg)
![](/upload/iblock/a4c/a4c20948e2a91512f8ee81b7eaf64c31.jpg)
— В ХХI веке хотелось бы представить образ писателя не реалистически, а более сложно, — признался Алексей Сорокин. — Рассуждая о Богушевиче, подумали: ведь он всегда стремился максимально приблизиться к народу, вся его жизнь была посвящена этому служению. Как отразить это в скульптуре? И мы придумали образ ткацкого станка — как отсылку сразу и к народной культуре Беларуси, и к ткани повествования, только на полотне вместо традиционных узоров проступают слова из предисловия к «Дудке беларускай»: «Можа, хто спытае: гдзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, гдзе наша мова жывець: яна ад Вiльна i да Мазыра, ад Вiтэбска за малым не да Чарнiгава, гдзе Гродна, Мiньск, Магiлёў, Вiльня i шмат мястэчкаў i вёсак…»
![](/upload/iblock/26f/26fca4f1c8d55d060d6bb1fcdace66d5.jpg)
— Произведение полностью соответствует тем идеям, которые я внедряю внутри художественного поля, внутри истории искусства, — говорит скульптор. — Все сделано из одного модуля, в этом суть: красота в простоте. Бетонные пилоны образуют нишу, в которую будет вставлено произведение.
Вытинанка из металла
На станции «Ковальская Слобода» (где в стародавние времена располагалось поселение кузнецов) мы увидим кованые скульптурные элементы — «Кавальскiя выцiнанкi» авторства Марии Тарлецкой и Павла Войницкого.
![](/upload/iblock/330/330ab41f1953484d66164801dfffce90.jpg)
— Вытинанка — важная и характерная часть народной культуры Беларуси. Согнутая пополам дешевая бумага определяет бюджетность и выразительность этого традиционного занятия наших прабабушек и прадедушек, — поясняет Павел Войницкий. — Но что, если представить, что вытинанку делает коваль? В его распоряжении металл и пламя, он может пустить в ход всю свою горячую энергию и необузданную фантазию — и не ограничен «бумажным» бюджетом. Вдохновение нашему ковалю дали традиционные для этого ремесла образы солнца и луны, птиц, дерева и других растений, а главное, колеса — символ движения. Ажурное переплетение света, тени и металла на потолке подведет горожан к пониманию красоты «тутэйшых» кузнечных (и не только кузнечных) традиций.
![](/upload/iblock/450/450757e40b8b1397efbb70681f74a68a.jpg)
![](/upload/iblock/51b/51bfb756b7b2199f9f4f8523a4c90ccc.jpg)
Станция «Ковальская Слобода» уникальна тем, что ее арт-объекты не просто интегрируются в определенные точки подземного интерьера. Здесь одобрена цельная концепция художественного оформления, включающая несколько оригинальных произведений искусства, выполненных в различных материалах и техниках. Основные ее параметры заданы архитекторами Владимиром и Ольгой Телепневыми и Анной Морозовой, а коллектив художников постарался предложить эффектные решения.
Король-Солнце
Еще одна работа Максима Петруля появится на станции метро «Юбилейная площадь» — необычное «Солнце» из меди, латуни и нержавеющей стали превращает платформу в подобие дворцового зала, в чем-то даже вызывающе роскошного.
![](/upload/iblock/cc4/cc4436388a0d449f8bb931f4945273e9.jpg)
— Была городская легенда о том, что за Змеиной горой прячется солнце, — комментирует скульптор. — Также вспомним о происхождении самого названия: площадь в 1826 году назвали Юбилейной (и после революции оно сохранилось) в честь первого в истории христианства Вселенского собора, которому на тот момент исполнилось полторы тысячи лет.
Полукруг «солнца» отражается в квадрате, который будет закреплен на потолке так, что c платформы человек увидит диск целиком: серебристая нержавеющая сталь, теплые полосы меди, сияющая латунь... Свою роль играют даже швы, которыми спаяны элементы скульптуры: в творческом пространстве технологические решения являются частью художественной концепции.
Сам скульптор глубоко убежден: метро — площадка, альтернативная галереям и музеям:
— В 2005 году я впервые предложил разместить на станциях скульптуры — речь шла о «Борисовском тракте», но с ходу эта идея не прошла. Зато потом она реализовалась в пространстве «Грушевки» и «Малиновки», где также расположены мои работы, выполненные в постмодернистском ключе. А теперь новые станции станут своеобразным памятником и отражением текущего десятилетия.
ovsepyan@sb.by