Интеграция позволяет государствам укреплять суверенитет и развиваться

Содружество общей судьбы

Встречу глав государств — участников СНГ в Москве, состоявшуюся на этой неделе, точно нельзя назвать рутинной. В ответственный момент международной политики она показала близость позиций руководства наших стран по большинству актуальных вопросов. Сейчас уже сам этот факт является серьезным элементом обеспечения стабильности на нашем общем геополитическом пространстве. При этом есть и проблемы, в том числе серьезные, застарелые. И все же главное, что намечен путь по их разрешению.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Надо чаще объединять свои голоса в один — голос СНГ. Этот голос должен звучать в полную мощь и приводить к конкретным действиям. Особенно сегодня. Общая цель понятна. Нам нужен крепкий союз сильных, экономически самодостаточных суверенных государств.

На заседании Совета глав государств СНГ в Москве, 8 октября 2024 года.

Измерения и изменения

При создании Содружества Независимых Государств его участники придерживались двух противоположных стратегий относительно развития интеграции. Для большинства СНГ стало новой формой объединения бывших советских республик, которая вполне естественно возникла после столь длительного нахождения в едином пространстве одной великой державы. Для некоторых Содружество представляло собой вариант цивилизованного развода, не предполагавший никакого более продвинутого сотрудничества. Такой позиции, в частности, большую часть времени придерживалась Украина. Аналогично действовала Грузия, а в последнее время на этот же путь встала и Молдова. Подобные противоречия сдерживали более динамичное развитие СНГ. Руководители государств порой шли на компромисс, учитывая позицию тех своих коллег, которые демонстрировали пессимизм относительно перспектив Содружества. Потому формировались иные интеграционные образования стран-участниц: ОДКБ, ЕАЭС, Союзное государство. Таким образом интеграция стала носить разноскоростной характер.

И все же за минувшие годы достигнуто действительно немало. Сформировано полноценное парламентское измерение. Межпарламентская ассамблея СНГ стала авторитетным международным институтом, который играет среди прочего важную роль в обеспечении проведения выборов, наблюдения за избирательными процессами. Сильной стороной Содружества является гуманитарная составляющая, что позволяет нам по-прежнему говорить на одном языке как в узком прикладном смысле, так и в самом широком философском. Установлены прочные контакты сотрудничества между органами исполнительной власти, что дает возможность реализовывать многочисленные совместные проекты, в том числе в деле обеспечения национальной безопасности.  
Да и сама форма регулярных встреч глав государств, правительств является важным фактором координации действий на международной арене.  
Так, на встрече в Москве Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян оказались за одним общим круглым столом.

Первостепенные задачи

Нынешнее заседание проходило в условиях беспрецедентного внешнего давления. Оно осуществляется сразу в четырех сферах. Во-первых, речь идет о прямой военной угрозе. США и их сателлиты по НАТО интенсивно продвигают наступательную инфраструктуру к границам СНГ. Создаются ударные группировки, целью которых являются территории наших государств. И дело не ограничивается только Союзным государством. США проявляют высокую военную активность на Кавказе, в Центральной Азии, на Дальнем Востоке. Во-вторых, в экономике продолжается введение Западом незаконных санкционных ограничений. В случае с Россией и Беларусью это носит прямой характер, а в отношении наших партнеров и союзников применяется механизм вторичных санкций. Причем США и ЕС намерены ужесточать санкционную стратегию. В-третьих, продолжается неприкрытое вмешательство со стороны Запада во внутренние дела стран СНГ. Это как предвзятое отношение к избирательным процессам в наших государствах, так и постоянные попытки принудить изменить свою внешнюю политику, подчинить ее интересам США. В-четвертых, осуществляется системное продвижение чуждой нам идеологии, атакам подвергаются историческая память, традиционные устои наших обществ.
Все эти темы в том числе обсуждались участниками заседания в Москве. Президент Беларуси, проанализировав существующие проблемы, фактически сформулировал план их преодоления и укрепления СНГ как полноценной и эффективной интеграционной структуры. Александр Лукашенко подчеркнул: «Нужен крепкий союз сильных, экономически самодостаточных государств».
Для достижения этой цели необходимо решить четыре задачи: 1) укрепить международный статус СНГ, 2) противодействовать насаждению чуждых экстремистских идеологий, 3) достичь технологического суверенитета, 4) продвигать и культивировать систему ценностей Содружества. Эти простые и понятные пункты плана отражают реальную установку и направлены на укрепление международных позиций не только СНГ как структуры, но и каждого государства-участника. Поэтому план Александра Лукашенко оказался так созвучен с другими предложениями его коллег.

Президент Российской Федерации Владимир Путин сделал акцент на экономических связях внутри СНГ. По его словам, за первое полугодие 2024 года совокупный ВВП стран СНГ увеличился на 4,7 процента, динамично растут инвестиции в основной капитал, промышленное производство, объем грузоперевозок, оборот розничной торговли. А главное — создаются независимые финансовые структуры, доля национальных валют в коммерческих операциях между странами СНГ уже превышает 85 процентов. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал принятие Программы сотрудничества в области дерадикализации на 2025 — 2027 годы. Она направлена на искоренение причин и условий, способствующих зарождению и распространению радикальных идеологий и практик. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с идеей учредить формат «СНГ плюс» для расширения региональных связей СНГ.

Быть вместе

Зарубежные критики нашего Содружества оказались посрамлены. Лидеры СНГ не только продемонстрировали оптимизм относительно перспектив этого интеграционного проекта, но и наметили конкретную программу действий.
В целом состоявшееся заседание глав государств — участников СНГ можно назвать одним из самых успешных за всю его историю. Чего греха таить, в отношениях наших стран бывали разные периоды, в том числе и не самые благополучные. Немало было сделано противниками интеграции, чтобы рассорить некогда братские республики. Сейчас многие понимают, что только вместе мы сможем укрепить свой суверенитет и обеспечить уверенное, стабильное и безопасное будущее для наших народов.

О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

Символом нашего идейного единства стало Обращение глав государств — участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80‑летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Показательно, что право его огласить было доверено именно нашему Президенту. Безусловно, это дань тому подвигу, который совершил белорусский народ в годы войны, и тем жертвам, которые были принесены на алтарь Великой Победы. Также это и признание огромного вклада современной Беларуси, лично Александра Лукашенко в дело сохранения памяти о том подвиге и о тех жертвах. Борьба за историческую правду началась с первых дней избрания Президента Беларуси. Она стала примером для многих.

Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter