— Александр Александрович, что вы почувствовали, когда узнали о награде?
— Такова жизнь художника: вчера тебя ругали, а сегодня говорят, что твоя работа чего–то стоит! Рад, что жизнь прошла не впустую, на меня обратили внимание. Это греет душу.
— Почему решили стать художником? Профессию выбрали осознанно или случайно?
«Колас смеется. Эскизы костюмов».
— Когда мне было 3 года, в гости к нам приехала художница, писавшая акварелью. Она оставила краски на столе, а мне сказали, что я могу делать с ними все что угодно. И дали бумагу. То, что получилось, поразило меня своей красотой. Тогда я впервые ощутил себя художником. Уверен, что гений детства — основа искусства. Еще Пикассо говорил: «Я прожил 70 лет, чтобы прийти к детству». И это не просто игра слов. Любой ребенок талантлив до тех пор, пока педагоги не начнут мешать ему воспринимать мир по–своему. Художник — не профессия. Это с рождения заложено. Разве Шаляпин учился, чтобы стать Шаляпиным? Нет! Это судьба так решила.
«Новогодняя мелодия».
— Как вы относитесь к витебской художественной школе? Что думаете о картинах и идеях Шагала, Малевича?
— Художественная школа, существовавшая в то время в Витебске, скорее все–таки была международной. А к ее представителям и их творчеству я отношусь замечательно. Ведь «Черный квадрат», по сути, для своей эпохи то же самое, что «Герника» Пикассо или «Демон» Врубеля для своей. Это не просто картина, которой нужно любоваться. Это — символ, с помощью которого утвердители нового течения, художники–революционеры хотели сказать: «Долой Рафаэля и Леонардо, мы разрушим классические устои, мы построим новую страну и новый мир». Ну потом им, правда, по шее дали... А вообще, Витебск я очень люблю. За театр, за дорогих моему сердцу людей. Наверное, я должен был оказаться в этом городе. Наверное, тоже судьба.
— В чем, по–вашему, смысл искусства?
— Искусство — тайна, скрытая перед вечностью, не поддающаяся умственным, философским и прочим анализам. Поэтому нельзя ответить на ваш вопрос. Художника нужно уважать, а искусство — любить. Если мы научимся так поступать, многое изменится. Люди станут более благородными, чистыми, честными.
Мнение
Ольга Акуневич, заведующая Витебским художественным музеем: «Соловьев для Витебска — фигура! Его можно понимать или не понимать, любить или не любить, но не замечать как личность — невозможно. Человек свободный, думающий, талантливый, творческий, художник–философ — это все про него. Я счастлива, что одной из трех выставок, которые открылись у нас к 65–летию Витебской областной организации Белорусского союза художников, является персональная выставка Сан Саныча».
Справка «СБ»
Александр Соловьев родился 13 сентября 1926 года в деревне Солони Ленинградской области. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Ленинградское высшее художественно–промышленное училище имени Веры Мухиной и Белорусский театрально–художественный институт. С 1965 года живет в Витебске. В 1982 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств БССР». С 1966–го — член Союза художников. С 1977 по 1990 год работал главным художником Белорусского государственного академического драматического театра имени Якуба Коласа. Оформил более 100 спектаклей, среди которых «Сымон–музыка», «Кастусь Калiноўскi», «Радавыя», «Рамэа і Джульета», «Мудрамер». Помимо театрально–декоративного искусства, работает в станковой живописи, графике. Автор живописных работ «Две птицы», «Ностальгия», «Экспромт», «Предупреждение», «Галактика». Автор триптиха «Посвящение женщине», циклов «Краски земли» (1974 — 1985), «Русь» (1975 — 1985), «Театр» (1977 — 1980), «Космос» (1978 — 1982).
svg–vt@mail.ru
Фото автора.