В Щучине - новая визитная карточка города

Смена почетного караула

С 1972 года в Щучине у дворца Друцких–Любецких возвышался на постаменте истребитель МиГ–19С, который был своеобразной визитной карточкой города, его крылатым символом. Но в августе этого года убрали. Зато в городе появился другой самолет–памятник — МиГ–25ПУ. Благодаря тому, что его установили у самых ворот города, теперь именно он встречает гостей Щучина, который по праву считается городом авиаторов.


Учебный перехватчик МИГ-25ПУ в полете

История этих двух самолетов настолько интересна, что я не могу ее не рассказать.

Идея установить в Щучине самолет–памятник принадлежит командовавшему в 1966 — 1970 годах местной 95–й истребительной авиадивизией полковнику Игорю Трофимову, воистину легендарному военному летчику, будущему генерал–лейтенанту авиации. Но реализовать ее удалось позже, когда у руля дивизии стоял полковник Иван Грицина. Но о Трофимове не забыли и установили на постамент МиГ–19С с бортовым номером 01, на котором он летал в 979–м Волковысском Краснознаменном ордена Суворова истребительном авиаполку, базировавшемся на местном Щучинском аэродроме. Как рассказывал мне замполит 979–го иап подполковник в отставке Николай Бурик, поднимался в небо на этом самолете и начальник политотдела 95–й авиадивизии полковник Владимир Кобяков (через несколько лет ставший генерал–майором авиации), отец нынешнего Премьер–министра Беларуси Андрея Кобякова, который, кстати, ходил в отличниках местной школы № 2. Мне удалось найти историческое фото, на котором полковник Трофимов стоит у того самого МиГ–19С 01 с заводским номером 3793774, которому суждено было стать памятником летчикам 95–й иад, стоявшим на страже белорусского неба с 1953 по 1989 год. Эта дивизия была одной из лучших в советских ВВС, первой получавшей новейшую авиационную технику. В 1988–м она достигла пика в своем развитии, два ее полка — 968–й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова в России (его передали в соседнюю 1–ю гвардейскую авиадивизию для ее усиления) и 927–й Кенигсбергский Краснознаменный ордена Александра Невского в Березе освоили истребители МиГ–29, 979–й успешно выполнял боевую задачу в Афганистане и планировался к переучиванию с МиГ–23МЛ на грозные Су–27. Был утвержден проект строительства нового 4–этажного здания штаба дивизии и расширения жилого городка. За успехи в боевой подготовке 95–я иад была награждена высшей в то время наградой БССР — Почетной грамотой Верховного Совета. Дивизия активно готовилась к своему 40–летию, которое планировалось широко и торжественно отметить 17 августа 1989 года.

В связи с предстоящим юбилеем по поручению командира дивизии генерал–майора Владимира Антонца (будущий генерал–полковник авиации, командующий ВВС Украины) автор этих строк ездил в Москву приглашать на торжества первого командира 95–й иад, нашего выдающегося земляка–белоруса, заслуженного летчика СССР, Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Пстыго. Но праздника не получилось. Кремлевские стратеги–перестройщики решили дивизию — в год ее юбилея — ликвидировать! Заодно уничтожили и 979–й авиаполк. В память о них остался только МиГ–19 на постаменте. По причине тотальной советской секретности на памятнике не было надписи с упоминанием 95–й дивизии и 979–го полка, она была общей, нейтральной: «Слава советским летчикам!». Сначала исчезла плита с этим лозунгом, а 4 августа не стало и памятника. Делали его наши отцы и деды, что называется, на века, крепко и качественно, поэтому когда 3 августа начался демонтаж, памятник упорно не поддавался. Сам процесс сноса вызвал у местных жителей противоречивые чувства, хотя делалось это гласно, об этом не раз писала местная газета и даже проводила опрос читателей по этому поводу. Но как ни старались, в новый архитектурный замысел реконструкции дворца Друцких–Любецких самолет–памятник не вписывался. Решили постамент снести, а самолет снять и установить в другом месте. Каком? Этот вопрос в стадии решения. Кстати, попытки убрать памятник предпринимались и ранее. Однажды на него упало дерево и серьезно повредило хвост самолета. Денег на ремонт не было, в воздухе уже висело решение сдернуть бедолагу с постамента, но нашлись патриоты, которые с любовью и качественно отремонтировали самолет.




МиГ-19С снимают с постамента

Хочу отметить, что снимали истребитель, который за 43 года сохранился очень хорошо, местные строители аккуратно, не нанеся ему никаких повреждений. Не смяли даже подфюзеляжный гребень! Что было сделать весьма непросто. Особое мастерство и профессионализм проявили крановщики, стропальщики и сварщики. Вместе с двумя рельсами, которые находятся внутри фюзеляжа (держали самолет на постаменте), корпус МиГ–19 потянул на 3.800 кг! Его в тот же день, 4 августа, погрузили на трайлер и увезли на хранение. Остается надеяться, что самолет–реликвия, как и обещают местные власти, не превратится со временем в груду металлолома, не окажется на приемном пункте цветмета или в частной коллекции какого–нибудь любителя авиации. Нигде в Беларуси МиГ–19 в модификации «С» на постаменте больше не стоял и не сохранился в таком хорошем состоянии. Нет его сегодня и в музее авиации в Минске.

МиГ–19 — это настоящий самолет–эпоха, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. На нем впервые применены бустерное управление и цельноповоротный стабилизатор, тормозной парашют, а его летчика одели в высотно–компенсирующий костюм ВКК–2. Он поднялся в небо 5 января 1954 года. Истребитель имел два турбореактивных двигателя РД–9Б с тягой на форсаже 3.300 кг каждый, впервые в СССР оснащенные сверхзвуковой ступенью компрессора, и обладал выдающимися по тому времени характеристиками: скорость — 1.452 км в час, скороподъемность — 180 м в секунду! МиГ–19С был вооружен тремя 30 мм пушками НР–30 с боезапасом по 70 снарядов на каждую и 8–ствольными блоками ОРО–57К с 57 мм неуправляемыми ракетами С–5. На щучинском самолете эти самолетные «катюши» прекрасно сохранились, их сегодня нет ни в одном нашем музее. На Горьковском авиазаводе было выпущено 1.303 МиГ–19, еще 766 — на новосибирском, 103 — по лицензии в Чехословакии и еще более 4.000 (!) в Китае — под маркой J–6. Истребители этого типа состояли на вооружении ВВС 27 стран мира! 472–й истребительный полк ПВО в г. Орел летал на МиГ–19 до 1980 года!



МиГ-25ПУ на постаменте на въезде в Щучин.

Кроме 95–й иад и 979–го иап, на Щучинском аэродроме с 1961 года базировалась еще одна прославленная авиачасть — 10–й Московско–Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова отдельный разведывательный авиаполк, который местной дивизии не подчинялся, замыкаясь напрямую на штаб ВВС в Минске. Но начальником гарнизона был командир дивизии, что, как традиционно сложилось в авиации при совместном базировании на одном аэродроме разноподчиненных частей, приводило к ненужной конкуренции, а то и трениям. Разведчики, летавшие на Ил–28Р, Як–28Р, МиГ–21Р, МиГ–25РБ, БМ, РУ и Су–24МР, чей полк в годы войны воспитал 13 Героев Советского Союза и троих полных кавалеров ордена Славы, справедливо считали, что заслуживают своего памятника. Эту задумку удалось реализовать лишь в 1999 году. К тому времени 10–й орап был расформирован, а в Щучине дислоцировалась «учебка» — 134–я школа младших специалистов авиации или просто — шмас. По инициативе начальника школы, бывшего командира разведполка полковника Владимира Рябова из Барановичского авиаремонтного завода в шмас в качестве учебного пособия передали корпус перехватчика–спарки МиГ–25ПУ с перспективой использования его в качестве памятника авиаторам 10–го орап. Этот самолет с заводским номером 22037266 и бортовым 18 принадлежал Барановичскому 61–му истребительному авиаполку 2–й отдельной армии ПВО и никогда в Щучине не «служил». Дело в том, что к тому времени все самолеты–разведчики МиГ–25 Щучинского полка были разобраны, поэтому пришлось брать перехватчик. Он очень похож — отличит только специалист — на учебную спарку МиГ–25РУ, которые были в составе 10–го орап. Учебный перехватчик установили на небольшом возвышении у бывшего штаба разведполка. В 2003 году в связи с завершением расформирования частей Щучинского гарнизона числившийся на балансе одной из них МиГ–25ПУ подлежал разборке и утилизации.


Командир 95-й иад полковник И.Трофимов у того самого МиГ-19С.

Ветераны, спасая вдруг оказавшийся никому не нужным самолет, пошли по инстанциям. Понимание нашли не сразу, хотя против их предложения — установить в честь 979–го и 10–го авиаполков на постамент на въезде в Щучин самолет–памятник МиГ–25ПУ и приурочить это событие к 60–летию освобождения Беларуси от фашистов, никто вроде и не возражал. Оба полка активно участвовали в боях за нашу Родину, были удостоены за это орденов Красного Знамени, а 979–й получил еще и почетное наименование «Волковысский». Не вызывал вопросов и текст предлагаемой для памятника мемориальной доски: «В послевоенные годы на Щучинском военном аэродроме базировались 979–й Волковысский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк 95–й истребительной авиадивизии и 10–й Московско–Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова отдельный разведывательный авиаполк, прославившиеся при освобождении Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков. Вечная память и слава авиаторам! 3 июля 2004 года». 18 мая 2004 года вышел приказ министра обороны Беларуси за № 451 о передаче корпуса списанного самолета МиГ–25ПУ с баланса войсковой части 55085 на баланс жилищно–коммунального хозяйства Щучина.

Но понадобилось еще 11 лет, чтобы пожелание ветеранов было реализовано. В июле 2015 года начались работы по сооружению памятника. Сегодня МиГ–25ПУ уже вознесен на постамент. Там, где и хотели местные авиаторы, — у самых «ворот» города.  Они же надеются, что не забудут и о мемориальной доске, увековечивающей память авиаторов 979-го иап 95-й иад и 10-го орап. Открытие самолета–памятника планируют приурочить к Дню Белорусской письменности, который пройдет в этом году в Щучине. Без сомнения, он станет настоящей визитной карточкой города авиаторов, сменив на этом «посту» ветерана МиГ–19С. Весьма символично, что в почетный караул в Щучине заступил не только самый скоростной, уверенно перешагнувший рубеж в 3.000 км в час, но и самый знаменитый советский самолет, на счету которого 29 мировых рекордов! Его мускулистое «тело» из нержавеющей жаропрочной стали и титано–алюминиевых сплавов будет теперь долгие годы радовать жителей и гостей Щучина, напоминая о славном авиационном прошлом этого города.

Советская Белоруссия № 155 (24785). Суббота, 15 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter