В Национальном художественном музее открылась выставка о символике в белорусском искусстве

Слова и знаки

Как отличать апостола Марка от Матфея? Почему нимбы святых — золотые, а Богоматерь — с лилией в руках? Научиться читать знаки, понимать образы, распознавать символы, а также приобрести другие полезные навыки поможет новая выставка в Национальном художественном музее, в которой ставка сделана не столько на показ шедевров, сколько на комментарии к ним. 


Выставка «Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII—XIX вв.» — это совместный проект НХМ с Музеем древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Экспозиция получилась образцовой и очень вдумчивой: ходить по залам без комментария сложно даже весьма просвещенным зрителям. Но при внимательном чтении сопутствующих материалов, в неспешном ритме и с азартом знатока, копающегося в тонкостях и нюансах, эта экспозиция — чистое удовольствие. В нее вошла почти сотня произведений: иконы, алтарная живопись, резная деревянная скульп­тура, предметы декоративно-прикладного искусства, старопечатные книги… Практически каждый экспонат имеет отклик в другом, работы собраны в тематические блоки. Заведующая отделом древнебелорусского искусства НХМ куратор выставки Елена Карпенко дополняет:

— В прошлом обширная информация, которую содержат символические предметы на произведениях искусства, была понятна каждому, так как знания аккумулировались в богословской среде и передавались христианам, в том числе в изображениях святых с атрибутами. Пальмовая ветвь, цветок лилии, чаша, меч — предметы, позволяющие определить имя святого, апостола или пророка.

Елена Карпенко.

Выставка состоит из нескольких экспозиционных блоков. Первый посвящен Богоматери и ее символам, второй — Страстям Христовым. Третий блок расскажет зрителям об апостолах и проповедниках, четвертый сориентирует в атрибутах, символах и аллегориях в портретной живописи. Мы попросили Елену Владиленовну выбрать одно произведение из каждого зала как наиболее полно раскрывающее концепцию выставки и прокомментировать его. 

«Богоматерь. Непорочное Зачатие». Из собрания Музея древнебелорусского искусства.

— В этом небольшом произведении из деревни Пелище Брестcкой области собраны практически все символы, которые встречаются у Богоматери в ее юном возрасте. Здесь она еще не выглядит как Царица Небесная, но это уже тот образ, который красной нитью пройдет через всю иконографию Богоматери. Это стоящая на сфере жена в голубых одеждах, которая держит лилию — символ невинности и чистоты. Чаще, чем любые другие цветы, лилия является цветком Девы Марии. Венок, в свою очередь, символ верховной власти: божественной и земной. Еще один символ Богоматери — полумесяц, он встречается на большинстве произведений этого зала. Может изображаться как лежащим (с рогами кверху), так и опрокинутым (с рогами вниз). В одном случае он будет обозначать перевернутую чашу, которая изливает благодать на все земное и сущее, в другом — чашу наполненную и принимающую.

«Страшный Суд».

«Страшный Суд». XVIII—XIX вв. Из собрания Национального художественного музея.

— Одна из самых масштабных по своему характеру работ и единственное произведение в собрании музея на этот сюжет. «Страшный Суд» — это сложная многоярусная композиция, которую можно читать как книгу. К слову, на выставке мы говорим не только об атрибутах и аллегориях, но также о символике цвета и света, символике буквенной и численной. Если бы неизвестный нам иконописец хотел добиться чисто эмоционального эффекта, в этой работе он ограничился бы простым набором средств: архангел Михаил, ­херувимы, ад и рай... Но каждого грешника он изображает индивидуально, подходит с изысканным вкусом. Они разных возрастов и полов, в сложных позах и ракурсах… Это произведение не столько молитвенный образ, сколько картина для подробного рассмотрения. Обратите внимание: каждый апостол подписан, каждый святой обозначен присущим ему символом, который обязательно считает человек посвященный. Это становится особенно характерным для второй половины XVIII века, когда икона уже не только предмет поклонения, но и несет назидательный и образовательный смысл. Всем этим задачам отвечает «Страшный Суд».

Царские врата. Первая половина XVII в. Из собрания Музея древнебелорусского искусства.

— Один из блоков экспозиции третьего зала посвящен евангелистам и их символам. Царские врата из деревни Доброславки Брестской области достаточно примечательны. В верхней части изображена сцена Благовещения: архангел Гавриил приносит Марии весть о рождении у нее младенца. Ниже четыре евангелиста с соответствующими символами: Матфей с крылатым человеком, который в разных текстах трактуется как ангел, Лука с тельцом, Иоанн с орлом и Марк со львом. Все эти символы входят в начальные строки Евангелия, написанного их авторами. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter