«…А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги…» – эти строки затягивала советская молодежь в турпоходах по бескрайней стране. Кому-то кажется, что все было буквально вчера, а для современных школьников это рассказы их бабушек и дедушек. Тем не менее в последние годы наблюдается всплеск интереса у «поколения айфонов» к классическому туризму. Например, в Гомельском областном центре туризма и краеведения детей и молодежи занимается 700 ребят! Чем вызвана новая волна молодежного увлечения ориентированием, скалолазанием и даже бардовской песней, интересовался наш корреспондент.
Классика жанра
63 года областной центр туризма объединяет сотни любителей здорового образа жизни, экстрима и путешествий. 21 год его возглавляет заядлый турист Александр Герасименко, который и проводит для нас экскурсию. На первом этаже «кают-компания», своего рода мини-гостиница для приема гостей. До пандемии коронавируса их поток был неиссякаем: ехали из разных районов, областей, стран. Рядом «качалка», ведь турист должен иметь мускулы и быть ловким: во время путешествия приходится и реку переплывать, и вершины покорять, и по маршруту с тяжелым рюкзаком идти, и крепкую руку подавать товарищу в беде. Ведь главное не название дисциплины, а то, что она дает, поясняет директор центра:
– Туристское ориентирование, спортивное скалолазание, туристско-прикладное многоборье являются элементами одного важного умения – выживания. Мы обитаем в очень комфортном мире теплых квартир, электроприборов, автомобилей, интернета. Природа – она другая, лес, горы, река требуют борьбы, физической работы, смекалки, взаимовыручки. Где этому научиться? У нас. В поход отправляется группа подростков, а возвращается небольшой коллектив, где определились лидеры, распределены функции, укреплены дружеские связи. Как у мушкетеров: один за всех и все за одного. Поэтому многие наши ученики во взрослой жизни становятся спасателями или служат в частях специального назначения. Они уже готовы к трудностям. Умеют выживать.
Тренировка скалолазов
– Но современные дети вросли в телефоны и компьютеры, это не вяжется с туризмом.
– Почему? Дети очень любознательны, из Всемирной паутины они очень умело вытягивают тенденции современного мира. Например, климатические и экологические проблемы. Грете Тунберг 17 лет. А чтобы бороться за экологию, хочется пойти в лес, на озеро, изучить природу. С кем это лучше всего сделать? С группой опытных туристов. Вот и записываются к нам. Второе супермотивирующее направление – экстрим. Это очень модно! А где экстрим безопасный? Правильно, в секции спортивного скалолазания! Наши скалолазы лучшие в стране во всех возрастах.
Белорусские реки, кавказские горы
Наверное, именно мода на экстремальные виды спорта так притягивает молодежь в центр туризма. Современные оборудованные залы позволяют развиваться в разных направлениях. Одни группы работают в классическом альпинистском снаряжении, другие забираются по имитированным выступам без страховки. Все безопасно и очень интересно. Пятиклассницу Екатерину Высоцкую на спортивное скалолазание привела мама, девочка занимается уже пятый год:– Чему меня здесь учат? Кроме спортивных секретов прививают две важные черты. Во-первых, внимательность, любая ошибка – это падение, надо все просчитывать наперед. Во-вторых, желание, без него вершины не достичь.
Секции переполнены. Если не записался летом, среди года попасть практически невозможно. У девчонок и ребят горят глаза, особенно на новой площадке по боулдерингу, рассказывает тренер по спортивному скалолазанию Евгения Причинич:
– Сегодня у нас соревнование в боулдеринговом зале. Данный вид скалолазания состоит из серии коротких перехватов на предельно сложных трассах. Боулдеринг – это отменная кардионагрузка, тренировка на все группы мышц, а также возможность совершенствоваться в спортивном скалолазании. Именно с его помощью удастся отработать основные движения для более эффективного и уверенного лазания, в том числе и на длинные скалолазные маршруты со страховкой.
Обязательная часть всех туристических дисциплин – практика на природе. Белорусские реки и леса, карпатские и кавказские горы. Маршруты расписаны на год вперед, правда, зарубежные в 2020-м пришлось отложить из-за непростой эпидемиологической ситуации и закрытия границ.
Дело не в гитаре
«Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены…» Как спеть у костра Визбора без гитары? А поют ли сейчас Визбора? А берут ли вообще в поход гитару? Ведь на дворе эпоха рэпа и телефонной музыки? На эти вопросы отвечает многолетний глава гомельского клуба авторской песни Виктор Матькунов, который работает в областном центре туризма и краеведения детей и молодежи:
Виктор Матькунов учит детей бардовской песне
– Конечно, роль гитары в туристической жизни 40, 20 лет назад и сейчас несопоставима. Но это не значит, что детям не нравится. Чем уникально детство? Оно еще не подчинено модным рамкам социума. Если ребенку интересно, он увлекается. И это не просто слова. Мы часто собираемся с воспитанниками центра, поем, разучиваем песни, учимся аккордам. Ведь турист – это не просто человек, идущий из точки А в точку Б с рюкзаком за плечами, это исследователь природы, истории, культуры тех мест, где он проходит. Поэтому его внутренний мир должен быть богатым, чтобы воспринимать разнообразие мира окружающего.
Маленький рыцарь Тимофей Кундас
В центре уделяется немало внимания именно духовному развитию юных туристов. Здесь можно научиться рисовать, пленэры на природе – отличный повод для вдохновения. Рерих прекрасно писал Гималаи в своих путешествиях, возможно, и гомельские туристы оставят след не только на тропах, но и в искусстве.