Гитлеровские войска расстреляли, сожгли заживо сотни тысяч детей. Но есть и те, кто выжил в пекле войны. Вот рассказ о том страшном времени одного из свидетелей фашистских зверств.
Выжить несмотря ни на что
Гомельская средняя школа № 3 носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Пенязькова. Патриотическому воспитанию здесь уделяют особое внимание. Вот и на каникулах у ребят очередная встреча. Гомельчанка Тамара Дмитриевна Макаренко с болью вспоминает военные годы. На душе незаживающая рана от тех кошмаров, которые пришлось пережить тогда еще маленькой девочке. А на спине — следы от нацистской плетки. Свою историю рассказывает в звенящей тишине:— В концлагерь меня угнали еще совсем маленькой. Исполнилось всего 4 года. До войны я вместе с папой и мамой жила в Брестской крепости. Отец был военным офицером и погиб в первые дни боевых действий. Потом нас с мамой и другими пленными согнали на площадь и распределили по товарным вагонам. Все кричали, плакали. Ехали очень долго. Делали остановки только для того, чтобы выбрасывать трупы. Умерло очень много людей.
Поезд прибыл в Германию, где переживших непростой путь поселили в бараках. Узники спали на соломе, ели сырые овощи. Хлеба даже не видели. Лагерь был обнесен тремя рядами колючей проволоки, между которыми бегали овчарки. На вышках стояли немцы с автоматами.
— Летом было проще, — вспоминает Тамара Макаренко. — Женщины, которые работали в поле, иногда проносили детям то свеклу, то картошку, то морковку. А зимой голодали.
Особенно жестоко нацисты издевались над детьми. Проводили медицинские опыты, делали уколы и заражали разными болезнями, наблюдая, кто выживет. Не раз подопытной становилась и маленькая Тамара. Сейчас и сама не знает, как удалось выжить. Переболела всем, что только было в арсенале мучителей. Возможно, спасли хорошие гены.
Кусочек хлеба для военнопленных
После войны Тамара Макаренко училась в 4-й Сталинской школе Гомеля. Идя на уроки, видела, как по утрам через поле водят пленных немцев. Те были грязными, оборванными. Многие подростки бросали в них камнями, а Тамаре было жалко вчерашних мучителей, и она угощала их хлебом, который давала ей на обед мама. Хлебом, о котором сама так мечтала, ожидая освобождения в концлагере…Урок памяти закончен. Школьники дарят Тамаре Дмитриевне цветы, благодарят за ее рассказ. Сегодня очень важно помнить о том, какую цену наш народ заплатил за возможность растить детей в мире и достатке.
С мамой встретилась случайно
Освободили узников концлагеря в 1945 году. У детей не было сил ходить, из барака их выносили на руках. Угощали шоколадными конфетами, а те боялись брать, думали, что их опять хотят чем-то отравить. И снова поезд — но уже на Родину. Казалось бы, все страшное позади. Однако смерть продолжала ходить рядом.— Однажды на стоянке дети побежали в поле за картошкой и стали бросать ее в костер, а кто-то из ребят случайно бросил гранату, — рассказывает Тамара Дмитриевна. — Меня отшвырнуло ударной волной. Дело было в Польше. Местная женщина долго ходила и кричала: «Чья девочка?!» Оказалось, что в санитарном вагоне едет моя мама. Может, интуиция подсказала ей подойти к этой женщине с девочкой на руках. Так мы встретились и приехали в Гомель.
boyarchuk@sb.by