В НХМ открылась выставка к 115-летию со дня рождения Алексея Глебова

Скульптура с человеческим лицом

В Национальном художественном музее открылась выставка к 115‑летию со дня рождения народного художника БССР Алексея Глебова

Выставку одного их самых видных отечественных скульпторов прошлого века Алексея Глебова в НХМ приурочили к юбилейной дате. И хотя официально 115‑летие народного художника БССР мы отметили еще в марте, до экспозиции дело дошло только сейчас — так сложились обстоятельства. В итоге, несмотря на достаточно камерный формат презентации, получилось что-то вроде хрестоматийного обзора истории белорусской (а если брать шире — советской) скульптуры XX века, где героев войны поставили лицом к лицу с пловчихами, гимнастками, народным поэтом Янкой Купалой и первопечатником Франциском Скориной. Дополнили экспозиционное пространство портреты самого Глебова, созданные его коллегами по творческому цеху, а также документы, видеофильм и радиопередача о скульпторе с записями его голоса из фондов Белтелерадиокомпании.

Фото БЕЛТА

Многое не успел, но о многом мечтал

Для недавно назначенного генерального директора Национального художественного музея Анны Кононовой выставка «Алексей Глебов. Прославляя человека» — первая в новой должности. Открывая экспозицию, Анна Владимировна призналась:

— Для меня большая честь и радость принять этот пост, соприкоснуться с главным местом силы искусства в нашей стране. Безусловно, меня переполняет торжественность момента, и связано это состояние в том числе с масштабом личности Алексея Константиновича — народного художника БССР, лауреата Государственной премии. Его личность столь же цельна и монолитна, как сама скульптура, и велика, как и решаемые им монументальные задачи.
Выставка охватывает почти 20‑летний период творческой жизни мастера: с 1940‑х по 1960‑е, с военных лет и до последнего года жизни. Каждая из работ не просто связана с основными этапами пути Глебова в искусстве, но и раскрывает главные направления его художественных поисков.
— Мне сложно выделить одно конкретное произведение, эта выставка скорее о многогранности личности скульптора. Только посмотрите, как экспрессивность в его работах сочетается с мягкостью форм, уважительным отношением к проработке деталей, — обращает внимание Анна Владимировна.



Первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович, в свою очередь, считает, что Глебова, несмотря на все его многочисленные явные достижения и награды, зрителям еще только предстоит для себя открыть.

— Из всей четверки мэтров (Заир Азгур, Андрей Бембель, Сергей Селиханов, Алексей Глебов), вместе работавших в том числе над горельефами монумента Победы, о Глебове мы знаем меньше всего. Он всегда как будто был немножко в стороне… Это объясняется тем, что Алексей Константинович не успел оставить после себя многочисленных монументальных объектов, в отличие от остальных перечисленных классиков. Он многое не успел, хотя о многом мечтал: о памятнике Франциску Скорине, Льву Доватору… Нам в наследство остались в основном его станковые произведения, в которых он поднимал важные темы. Однако работая, например, даже с темой войны, он продолжал оставаться романтиком…

Продолжение следует

По воспоминаниям близких, Алексей Константинович был человеком очень общительным, прекрасным рассказчиком. Может быть, именно поэтому лучше всего ему удавалась лепка с натуры — там, где нужно было передать живой взгляд, пластику мышц лица. Нешаблонными у него получились и народный поэт Беларуси Янка Купала, и знаменитый купаловец, народный артист СССР Владимир Владомирский. В 1967 году Глебов создал модель памятника Франциску Скорине для Полоцка — сам скульптор считал эту работу одной из своих наиболее значительных, отдал ей последние силы и весь свой талант… До открытия памятника Глебов, увы, не дожил. Отливали скульптуру из бронзы уже его ученики — скульпторы Игорь Глебов и Андрей Заспицкий. 
За памятник Скорине в 1976 году Глебов был посмертно удостоен Государственной премии. 

На выставке в НХМ можно увидеть его Скорину из дерева — в 1955 году эта скульптура экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства в Москве.

Об Алексее Константиновиче трудно говорить, не упоминая его учеников. Более 10 лет Глебов преподавал в Белорусском театрально-художественном институте и искренне считал педагогику одной из главных частей своей жизни. Возможно, хорошо помнил, сколько сил вложил в него самого известный педагог и скульптор Михаил Керзин? В 1926 году Глебов поступил на живописное отделение Витебского художественного техникума. Класс профессора Керзина был по-настоящему звездным: в нем учились Заир Азгур, Андрей Бембель и многие другие талантливые художники, но именно Глебов стал любимым учеником Керзина. Впоследствии Алексей Константинович не раз признавался, что все лучшее у него как у скульптора — от Керзина. Ему и его школе он был обязан своими удачами.

Сегодня новые «глебовцы» продолжают дело мастера — в стенах Минского государственного художественного колледжа, носящего имя Алексея Глебова. На выставку в НХМ студентов пригласили в числе первых. К слову, уже совсем скоро будущие скульпторы, живописцы, дизайнеры и мастера декоративно-прикладного искусства переедут в новый старый дом — здание по улице Хмельницкого, снесенное в 2008 году, а сейчас заново отстроенное и готовое к скорому приему учеников.


leonovich@sb.by
Выставка «Алексей Глебов. Прославляя человека» продлится до 13 августа.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter