Сергей Минин: в Беларуси сейчас создана одна из лучших в мире баз для подготовки конькобежцев

Скользко на льду

До Марины Зуевой на пьедестале топ-турниров белорусские конькобежцы стояли десять лет назад. Успехов Анжелики Котюги, собравшей богатый урожай медалей, Марина пока не повторила, но ее тренер и наставник национальной сборной Сергей Минин убежден: это вопрос времени. Сенсации от Зуевой ждали уже на минувшей Олимпиаде. Даже сама спортсменка не скрывала, что думает о медалях. Пока не сложилось, но буквально на днях белоруска поднялась на пьедестал Кубка мира, опередив на льду “Минск-Арены” многих именитых соперниц. Минин анонсирует продолжение, попутно объясняя, почему белорусские спортсмены пока не могут на равных соперничать с голландцами.

Сергей Минин готов поставить на лед каждого школьника.

— Долгое время вообще никто не верил, что подобное возможно. На длинных дистанциях даже в элиту пробиться непросто. У девушек в Кубке мира участвовали 76 спортсменок, Марина в итоговом зачете заняла шестое место, но сезон у нее получился непростой. В решающем споре за олимпийскую лицензию на дистанции 5000 метров Зуева, например, вырвала 0,02 секунды. Пробежала бы Марина на 0,4 секунды хуже, оказалась бы в списке не 11-й, а 27-й и никакой Олимпиады. Речь, напомню, о дистанции пять километров — можете представить нынешний уровень конкуренции.

— Перед отправкой в Пхенчхан Марине прочили чуть ли не медаль, получилось седьмое место. Она переживала?

— Марина пробежала так, как была на тот момент способна. Установила собственный равнинный рекорд на дистанции 3000 метров. Возможно ли было попасть на пьедестал? То, что на Олимпиаде показывали лидеры, стало для нас полнейшим сюрпризом. Все основные соперницы вдруг начали бежать ощутимо быстрее. При этом на этапе Кубка мира в Минске отрывы от результатов Марины вновь оказались сравнимы с теми, что были по ходу сезона. Антуаннет Де Йонг в “Минск-Арене” опередила Зуеву на 2,78 секунды, но это ведь не шесть, которые Марина проиграла ей в Пхенчхане! Это просто шокирует.
В следующем сезоне  Марина Зуева планирует замахнуться на мировые пьедесталы.

— Сезон Марина завершила серебром на домашнем этапе Кубка мира. Какая вероятность, что ей удастся повторить что-то подобное в следующем сезоне не в “Минск-Арене”?


— Марина сейчас очень мотивирована и готова работать вдвое больше. За нее ведь в “Минск-Арене” переживают буквально все: от поваров до ледоваров. Даже бармен в кафе постоянно интересуется, как у нас дела. При этом я понимаю, что у Зуевой еще есть резерв для улучшения своих нынешних результатов. Мы долго шли к результату 4,05—4,06. На многих равнинных этапах Кубка мира эти секунды позволяют конкурировать с лидерами. Если удастся бежать на уровне 4,02—4,04, Марина сможет быть одной из лучших. Тем более что в конькобежном спорте грядет смена поколений. Клаудиа Пехштайн, Мартина Сабликова, Ирен Вюст с большой долей вероятности завершат карьеру. А это ведь как раз те спортсменки, которые постоянно стояли между Зуевой и пьедесталом. Мы это учитываем и планируем сделать подготовку еще более интенсивной. Договорились потренироваться с национальной сборной и велоклубом “Минск”. Если позволит график, есть идея выступить в чемпионате Беларуси в командной гонке на треке.

Там, насколько я знаю, не все гладко с составом, и если Зуева сможет помочь команде, будет интересно. Да и ей это поможет переключить мозг. Проводить по 8 и более часов в день на льду, есть в четыре раза больше обычного человека и являться, по сути, машиной по производству механической энергии не так-то просто.

— Смена поколений наверняка коснется и белорусской команды?

— У нас есть целая плеяда 18—19-летних ребят, которые к следующим Играм будут способны на серьезные результаты. Игнат Головатюк на Олимпиаде в Пхенчхане бежал в 20 лет и выглядел неплохо. Те ребята выступают не хуже. Никто, например, пока не знает Максима Дубовского, а этот спортсмен из Могилева, даже не будучи в составе национальной сборной, завоевал лицензию для выступления на взрослых этапах Кубка мира, на чемпионате страны от 500 метров до масс-старта был вторым-третьим. На этапах Кубка мира проигрывал исключительно за счет нехватки опыта, но боролся с лидерами от первого до последнего метра. Время прохождения круга у него уже сейчас лишь на 1,2 секунды хуже, чем у Головатюка, а выносливость лучше. Вспомните: четыре года назад и Головатюк, и Зуева были всего лишь кандидатами в мастера спорта, а сегодня 19-летний Алексей Кирпичник выполнил норматив мастера спорта международного класса. Почему бы ему не бежать в олимпийском Пекине? А ведь есть еще Виктор Руденко, Егор Доморацкий, Влад Жигуртович, Анна Нифонтова, которая в 18 лет пробежала спринт за 39,7 секунды (притом, что Ксения Садовская на Играх уложилась в 39,64)... Игнату же пора осваиваться в роли лидера. Учитывая плотность результатов, для попадания на кубковый пьедестал ему нужно не так и много сбросить со своего нынешнего результата. Кстати, уже сегодня у Головатюка есть предложения от профессиональных клубов из Голландии. Если получится договориться обо всех деталях перехода, сотрудничество может быть очень полезным.

Игнат Головатюк — первый из новой волны белорусских конькобежцев.
— Вы ехали на Олимпиаду с мыслями о медали, вернулись с седьмым местом. Как руководство оценило результат?

— Собраний еще не было, но никто не говорил ничего плохого, все помогали. Я помню, как в прежние годы то денег не хватало, то мешал кто-то, то коньки не те. За последнее время многое изменилось по сравнению с тем периодом, когда, например, выступал я. Сегодня у команды есть “Минск-Арена”, летняя база “Зеленый бор” с роллердромом и бассейном. Даже голландцы соглашаются: в Беларуси сейчас создана одна из лучших в мире баз для подготовки конькобежцев, которую нужно использовать максимально рационально.

— Она не используется?

— Используется, но дело ведь не только в роллердроме или бассейне. Перед Олимпиадой мы были на сборах в Италии, в горах. Мне очень хорошо запомнилось: бегу на утреннюю пробежку, на улице еще тьма кромешная, а родители подвозят маленьких детей в школу. В 7 утра на них уже надеты каски, горнолыжные костюмы, ботинки — урок физкультуры. Возвращаюсь после первой тренировки — дети опять грузятся в автобус на склон. У нас же любой тренер может рассказать про учителей физкультуры, которые учат бегать и прыгать, стоя в пальто и не вынимая рук из карманов. И у меня возникает вопрос: что мешает и нам рационально использовать построенные в стране спортивные объекты для воспитания детей? У голландцев все катки, расположенные рядом со школами и колледжами, используются для проведения уроков физкультуры. На одном таком катке, многие из которых открытые, в течение дня могут кататься 2—3 тысячи человек: от детей и студентов до спортсменов и даже пенсионеров. Мы говорим о селекции, но при этом у нас не заполняется даже УОР: регионам, оказывается, просто некого туда передавать. Вроде бы количество детей, которые хотят заниматься конькобежным спортом, растет. Соревнования “Незамерзайка” раньше с трудом собирали 50 ребятишек, сейчас их около 300. Но при этом в прошлом году на кафедре БГУФК мне жаловались: придется, похоже, закрывать кафедру, потому что все конькобежцы из Витебска и Могилева — наших основных конькобежных регионов — почему-то учатся в Смоленске. Все это факты, которые вызывают множество вопросов. Бесплатные секции — это здорово, но чтобы была массовость, нужны совместные решения различных структур, общая программа. Потому что мы говорим об уроках на льду, но нужно понимать: если ребенок, допустим, упадет и сломает себе руку за пределами школы, классный руководитель и учитель физкультуры сразу будут иметь множество проблем. Им проще бросить детям мяч и наблюдать, как они бегают.

— Несколько лет назад вы запустили собственную роллер-школу. Проект себя оправдал?

— Полностью. Уже четвертый год более 200 ребят от 8 до 12 лет занимаются шорт-треком, роликами и коньками. Проект коммерческий: родители платят деньги. Но дети в итоге умеют все и буквально ломают стереотипы. В Беларуси существуют приблизительные нормативы: как ребенок должен бежать в том или ином возрасте. А мой сын, занимающийся в роллер-школе, в 9 лет на республиканских соревнованиях регулярно финиширует четвертым-пятым среди 11—12-летних. В роллерных же турнирах ребят его уровня уже собралось около восьми человек. То есть, во-первых, вопреки сложившемуся мнению в Беларуси можно готовить очень быстрых конькобежцев, а во-вторых, у нас растет целая плеяда потенциально очень сильных спортсменов. Но при этом я сомневаюсь, что опыт нашей школы может быть применим в государственных ДЮСШ. Как вы себе, например, представляете вариант покупки наиболее прогрессивного инвентаря, когда есть правила и нормативы по инвентаризации, где четко прописано, что школам нужно покупать? Да, можно выйти с предложением, но чтобы обосновать свою точку зрения, придется закопаться в тоннах бумаг. Понятно, что никто из тренеров и руководителей школ делать этого не будет. Но в итоге первое поколение детей из роллер-школы летом мы уже собираемся просматривать с прицелом на будущее подключение к сборным командам. Вот только вряд ли этого достаточно для массовости.

komashko@sb.by

Фото автора Владимира Шлапака и Виталия Пивоварчика
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter