Еще пару лет назад белорусские лыжники регулярно попадали в новостные сводки. Порой благодаря чудесам выносливости Сергея Долидовича, порой из-за скандалов в команде, большей частью представлявшей собой «фарм-клуб» сборной России. С тех пор изменилось многое. Новое руководство Белорусской федерации лыжного спорта решило отказаться от экспорта из России и взяло курс на собственную молодежь. Что из этого получилось? Анализирует Андрей КОВАЛЕНКО, руководящий национальной федерацией.
Полина Сероносова.
Лидеры второго плана
Лучшие позиции девушек в нынешнем году: 48-я строчка Полины Сероносовой и 68-я Анастасии Кирилловой. Коваленко соглашается, что негусто:
— Причины неудач у спортсменов разные. Настя Кириллова, например, стартовала шикарно. Выиграла два этапа Кубка Восточной Европы, лидировала в общем зачете. На первом этапе Кубка мира в финской Руке немного переволновалась — могла оказаться гораздо выше. А потом начались проблемы. Две тяжелейшие ангины. С такой ситуацией столкнулись впервые, и хорошо, что правильно среагировали. После старта в России Настя почувствовала себя плохо, начала задыхаться. Ее сразу самолетом отправили в Минск, в аэропорту встретили на «скорой», отправили в РНПЦ и ночью сделали операцию. Восстановление шло неплохо, но случился рецидив. Вторая операция. Сезон попросту выпал, а с Настей у нас были связаны большие надежды. В спринте она в Беларуси лучшая, а на более длинных дистанциях уступает лишь Полине Сероносовой. Кстати, Сероносова также провалилась. Прошлый год у нее был очень удачный. На чемпионате мира была 9-й в спринтерской эстафете и 18-й в индивидуальной гонке. Рассчитывали, что в нынешнем сезоне еще прибавит, но Полина выступила хуже. Она перешла работать в группу к Сергею Долидовичу, но в большей мере сказалось не это, а свадьба, из-за которой летней подготовки практически не было. Теперь Долидович намерен ставить вопрос ребром: или они работают, как следует, или не работают вообще? Саша Воронов провел худший сезон за три года, при этом график подготовки ни разу не сорвался. Сейчас будем разбираться с тренерами: парню 30 лет — возраст приличный.
От олимпийских планов белорусские лыжники не отказываются, в начале апреля собираются провести большое собрание с участием министра спорта, говорят о шести лицензиях. При этом недавно Международный олимпийский комитет озвучил новые критерии отбора. Чтобы попасть в Пекин-2022, нужно как можно лучше стартовать на этапах Кубка мира и чемпионате мира. При этом очень много рейтинговых очков будет приносить эстафета. Если в мужской команде ее перспективы выглядят неплохо, то у женщин — вопросы. Решать их в Белорусской федерации пытаются уже сейчас. По-прежнему рассчитывают на нынешних лидеров, но в качестве альтернативы и конкурентки им рассматривают девушку из России. Коваленко объясняет, что ни о какой новой волне завоза речи не идет:
— Спортсменка пока на просмотре. Два месяца за свои деньги приезжает к нам. Тренеры наблюдают за ее работой, присматриваются, оценивают. Если все сложится хорошо, для нас это будет хорошая поддержка. Девушке 26 лет, результаты могут быть на уровне двадцатки Кубка мира. Да и наших спортсменок такое соседство простимулирует. Если и в будущем лыжники из других стран будут предлагать присоединиться к белорусской сборной, мы будем их рассматривать. Но у нас есть условия: выигрываешь у белорусов минуту-две — будем вести переговоры.
Анастасия Кириллова.
Молодые теряют дорогу
Результаты нового поколения в нынешнем сезоне тоже заставили всерьез задуматься. Тимур Ласкин — в шестой сотне мирового рейтинга, Анна Королева — в третьей, Егор Шпунтов — в четвертой, Владислав Грибов — 902-й. С такими скоростями едва ли можно составить конкуренцию даже третьему составу россиян. Коваленко соглашается — вопросов хватает:
— В 2015 году, решив отказаться от практики завоза, мы собрали лучших юношей и девушек. Создали им все условия, постоянно контролировали работу. Но то, что мы получили в нынешнем году, категорически не устраивает. Наши молодые лыжники проигрывают соперникам в технике. Разница колоссальная, а корни проблемы — в тренерах, работающих на начальном этапе. Чаще всего в разговоре об эффективности их работы первым делом всплывают зарплаты, но давайте начистоту: сегодня тренер через год работы может получать рублей 800 и выше. Плюс сборы. Передал спортсменов дальше по цепочке — еще 200—300 рублей добавится… При этом дети всегда есть, но с ними никто толком не занимается. Доходит до абсурда. В минувшем сезоне команда детей из одного города не приехала на республиканские соревнования. Спрашиваю у тренера: «Что случилось? Вы ведь готовились». А он мне: «На соревнования ехать надо, а у меня хозяйство большое, поросята. Как я их оставлю?» Тех, кто серьезно работает, — с десяток на всю страну. И пока большинство будет думать об условных поросятах, а не о детях, у нас будут постоянные проблемы с резервом.
Тимур Ласкин.
Что делать?
Пару лет назад в рассказах о буднях практически любой детской школы в регионах неминуемо присутствовали видавшие виды лыжи и одни мокрые ботинки на пятерых. Ситуацию с инвентарем практически решили. С остальными вопросами сложнее. Каждый год БГУФК выпускает около десятка молодых тренеров по лыжным гонкам, и практически все они тут же «растворяются», не оставив никакого следа на лыжне. С лыжней, кстати, также вопросы: гарантий, что погода нынешней зимой станет исключением, нет. Коваленко убежден — эти два вопроса связаны:— Многие молодые тренеры видят погоду и условия и просто не верят, что могут чего-то добиться. При этом в ближайшее время ситуация будет меняться. В «Раубичах» устанавливают систему оснеживания. Уверен, она решит многие проблемы и позволит полноценно тренироваться в спорткомплексе практически всю зиму. Разрабатывают белорусские снегогенераторы. В нынешнем году начнется строительство снежного тоннеля. Конечно, он не закроет всех наших проблем, но станет очень серьезным подспорьем. Уже сейчас мы анализируем данные каждого перспективного спортсмена, делаем личные паспорта, весной представим единую систему подготовки, которой должны будут придерживаться все тренеры на каждом этапе становления спортсмена. Есть договоренности с Белорусской федерацией биатлона. Там создана экспериментальная группа, ведется массовое тестирование детей. У нас нет средств на реализацию столь масштабного проекта, но зато мы с радостью принимаем ребят, которые не подошли биатлонистам, например по зрению или координированности. В нашем спорте они могут добиться очень серьезных результатов.
komashko@sb.by
Полина Сероносова.
Анастасия Кириллова.
Тимур Ласкин.